Сибирские огни, 1934, № 6

Заставляющий ремонтировать среди лета дворы?» ■Не так нужно показывать классового вра­ га. Действия его более замаскированы, бо­ лее тонки, йраг часто подкапывается «тихой сапой». Надо показывать классовую борьбу во всей ее сложности, показывать, а не ограничиваться сообщениями, похожими на заметки из стенной газеты. В стихотворении «Десятилетие ойротского комсомола» Кучияк пишет о борьбе с колча­ ковщиной: «Увидев те зверства, передавая Молодежь крикнула .клич: ‘ — «В комсомол мы пойдем, Коммунистической партии поможем». «Онй, носящие звание комсомольцев, Шли без страха в кровавый бой. Чтобы уничтожить комсомол, Белые не жалели пули и nopox»i. Здесь автор просто ошибся. Могло ли быть такое положение, чтобы во-время кол­ чаковщины на Алтае, в то время еще совер­ шенно безграмотная, молодежь крикнула: «Пойдем в комсомол?». Не могло этого быть. Молодежь шла в партизанские отряды, не зная о комсомоле. Ведь только в 1933 году праздновалось 10-летие ойротского комсомо­ ла. И поэтому нужно было придерживаться исторической правды. В том же стихотворении автор пишет: «В дни борьбы с белой бандой Комсомольцы активно себя проявил.^ Они заменяли убитых коммунистов, Не отступали перед трудностями». — Это — статья, а не стихи. Дальше: «Враги наши — баи и кулаки, В темную, как их черные думы, ночь Нанесли из-за угла предательский Смертельный удар передовому Лучшему комсомольцу — Булунташу». Кто такой Булунташ? Почему он лучший? Об этом нет ни слова. Нужно было пока- ' вать, как он стал комсомольцем, почему он лучший, что он сделал и т. д. Надо было по­ казать его жизнь, его стремления, его чая­ ния, надежды, его борьбу. Тогда читатель мог бы сказать: — Да, это комсомолец, это образец. — Да, это .передовой человек. Вот чего нужно добиваться. На первом всесоюзном с’езде советских пи­ сателей Л. Соболев сказал: — «Партия и правительство дали советско­ 1Дословный перевод К. Филатова. му писателю решительно все. Они отняли от него только одно — право писать плохо» ОтнЫне писать следует только хорошо. К этому должны стремиться все писатели, в том числе писатели-алтайцы. Чтобы писать хорошо — надо каждоднев­ но, упорно подымать свой культурный уро­ вень. А. М. Горький не раз говорил, что он все время учится. Для молодых писателей повседневная учеба должна стать законом. П. Кучияк и другие молодые ойротские поэты и писатели должны серьезно подумать о повышении своего культурного уровня, об учебе, областные организации обязаны по­ мочь им в этом, а не загружать чрезмерно различной организационной работой. В Ойротии работают молодые поэты Чу- нижеков и Ив. Эдоков/ печатающие свои стихи в газете «Кызыл Ойрот», но гово­ рить о них еще рано. Всего же молодых поэтов и писателей в Ойротии до 40 чело­ век. Есть способные товарищи в аймаках. Они работают в литературных кружках. Большинство .стихотворений молодых ой­ ротских поэтов можно сравнивать со стиха­ ми в русских газетах 1920-1921 г. г. Алтайской лирики, можно сказать, еще нет. Лирика недооценивалась и недооцени­ вается. Мне пришлось слышать, как на Ал­ тае редакторы газет восставали против ма­ лейшей попытки дать лирическое стихотво­ рение и требовали, чтобы в коротком стихо­ творении были изложены все лозунги и пер­ вой, и второй пятилетки. Например, одному начинающему поэту пред’явили требование: — В коротеньком стихотворении освети все 16 Октябрей и на нашем ойротском ма­ териале. А поэт хотел написать всего 16 строк к Октябрьским праздникам. Тот же товарищ написал лирическое сти­ хотворение. Молодой человек сидит «а бе­ регу Катуни с девушкой. В руках у них ру ­ жья. Через минуту они будут драться с бан­ дитами. А пока они говорят о луне, о цве­ тах. Когда автор, прочитал стихи на собрании литкружка, то работники редакции обвинили его... в упадочности. Лирические стихи негде печатать. Редакто ­ ра газет требовали только такие стихи, ко­ торые были бы приурочены к какой-либо кампании, к празднику, требовали стихи с лозунгами. Возможно, поэтому в Ойротии до 1934 г. было известно единственное .стихотворение, в мотором нет ни одного лозунга. Это сти­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2