Сибирские огни, 1934, № 6

Лето и зиму куковали, В его лесах ягоды Лето и зиму росли. На его Алтае Лето от зимы не отличают) Там — вечное лето. Там круглый год травы растут, Цветы синие и белые цветут». Так народ в 1914 г. (сказка «Когутэй» за ­ писана в урочище Аюла со слов сказителя М. Ютканакова в 1914 г.) пел про своих уг­ нетателей, так он воспевал свое будущее освобождение. Это по тому времени была большая смелость! «Когутэй» — не 'исключение. Нам известен целый ряд алтайских народных сказок о борь­ бе бедных с богатыми. Эти сказки записа­ ны молодыми ойротскими писателями и в ближайшее время будут переведены на рус­ ский язык. Сказки слагались преимущественно бедня­ ками. Бедняжи-кайчи под звуки топшура жа ­ ловались на свою тяжелую жизнь под гне­ том русского царизма и под прессом своих баев и русских кулаков и лавочников. В сказке бедняки, пастухи выражали свою ме­ чту о лучшем будущем, о свободной жизни, 0 жизни без поработителей и угнетателей, В сказке они осмеивали баев-феодалов и зайсанов-князьков. Социальная значимость алтайских народ­ ных сказок высокая. [Кайчи, главным образом, дряхлые старики, стоящие на краю могилы. Числе* их с к аж ­ дым годом уменьшается. Минувшей зимой иы побывали в трех пунктах, где жили ска- 5ители. Ни одного из трех человек мы не 5астали в живых. Умирая, кайчи уносят с ;обой прекрасные образцы народного твор- юсгва. Бытовала на Алтае большая сказка сКыян-Ару», которую можно было спеть [ишь в несколько ночей. Сейчас неизвест- ю, сможет ли кто-нибудь рассказать ее ;о конца. По свидетельству ойротских пи- ателей, которые лично знают сказителей, еперь кайчи поют только отрывки этой нтересно’й сказки и, будто бы, никто не омнит ее до конца. Сбор, сказок не был организован до самого оследнего времени. Сейчас эту работу не- бходимо развернуть и Союз советских пи- отелей должен принять ближайшее участие этом деле. Буржуазные исследователи не сгли поднять алтайский народный эпос, га работа по плечу только людям нового ■роя. Советские писатели Ойротии берутся 1 эту работу. Необходимо взять на особый учет всех кайчи, окружить их вниманием. На Всесоюзном с’езде советских писателей выступал народный певец Дагестана Сулей­ ман из аула Сталь. Этот неграмотный ста­ рик известен всей горной стране, на его ро ­ дине сстни людей собираются слушать его песни, его приглашают из аула в аул. О нем А. М. Горький сказал в своем заключитель­ ном слове: «На меня — «, я знаю, — не только на ме­ ня, произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман, Стальский. Я видел, как этот ста­ рец, безграмотный, но мудрый, сидя в пре­ зидиуме, шептал, создавая свои стихи, затем он, Гомер XX века, изумительно прочел их». Затем А. М. обратился к- представителям национальностей Кавказа и Средней Азии с дружеским сочетом, «который можно по­ нять и как просьбу». Он сказал: «Берегите людей, способных создавать та ­ кие жемчужины поэзии, какие создает Су­ лейман». Ойротские организации пока-что не могут похвалиться заботой о народных певцах-кай- чи. Большое значение для изучения устного народного творчества имеют олимпиады. Сколько доселе неизвестных сказок и песен можно было бы записать, если бы собрать на такие олимпиады ойротских кайчи! Во время таких олимпиад можно было бы по­ знакомить кайчи с лучшими поэмами совет­ ских поэтов, выбрав такие, которые можно петь под топшур, с тем, чтобы певцы потом могли петь эти поэмы на колхозных вече­ рах, в новых колхозных селениях. Это была бы большая агитационная сила. V. До революции среди русских сложилось неверное представление о поэтической склонности алтайского народа. Часто гово­ рили: — У алтайцев нет песен. — Алтаец едет верхом, видит дерево — бормочет что-то про «его, видит реку — по­ ет о ней. Вот и все их песри. Споет — забу ­ дет. На том и конец. Это нейерно. Источник этих утверждений — тот же великодержавный шовинизм. У ал­ тайцев, как и у всех прочих народностей, были свои народные песни. Правда, песенный запас их, по словам алтайских поэтов, не отличался особым изобилием. Первое место среди народных песен занк* Ниб. Огни. 7.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2