Сибирские огни, 1934, № 6

Крепкие кости его ■Ослабели, Зубы его, Как бобер, пожелтели. Гслова его, Как лебедь, побелела. Годы 'его К концу- подходили, Прошедш'ие дни его Удлинились, Предстоящие дни Укоротились. Так -жил Ксгутэй Со своей старухой. Детей у него Не было. Пасущихся стад у него Не было». Алтайские .сказки отличаются богатством сравнений, .смелыми гиперболическими обра­ зами. Начинаются некоторые сказки так: «Бронзовая тайга с девяносто двумя вер­ шинами». Это несколько, иное начало, чем, скажем, в эвенских сказках, опубликованных М. Оша- ровым. Там сказки начинаются, примерно, так: «Пошел заяц в лес, встретил волка»... О гиперболической смелости образов в ал­ тайской народной сказке говорят такие фр а ­ зы: «Лоб его, как гора, Кости его, как тайла». Или: «Стрелы за его спиной, Как черная тайга, торчали. Невиданные табуны, Как черный лес, Алтай покрывают, Лицо народа, Как весенние палы, горит». Когда «Алтай-Бучий» едет с охоты, то од­ на его собака несет 200 маралов, другая — 300 маралсв. > IV., Буржуазные исследователи утверждали, что в алтайских сказках воспеваются ис­ ключительно ханы, воинская знать, зай- саны. В XVI томе «России» Семенова-Тяньшан- ского говорится, что алтайские сказки пред­ ставляют из себя «преимущественно расска­ зы о превратившихся в горы богатырях, об их борьбе и походах»д 1Стр. 278. Г. Потанин говорит, что в алтайских сказ ках воспеваются «подвиги богатырей, и> битвы со злыми богатырями»1. В другом ме­ сте он пишет, что «два грандиозных образ; проглядывают в Ордынском (Алтайском, — А. К.) фольклоре. Один из них — обраа первого и самого могущественного шамана, стремящегося уничтожить смерть на зем­ ле, другой — могущественного богатыря- стрелка, который ставит своей задачей истребить на земле все живое»2. Но ни ПотамйН; ии Вербицкий ничего не сказали о тех алтайских сказках, в которых была выражена вековая .мечта трудящихся с .свободной жизни без зайсанов, баев, угнета­ телей, о тех сказках, в которых говорится о борьбе бедных с богатыми. Значит, эти сказ ­ ки или не были известны буржуазным иссле­ дователям, или они не хотели о них упоми­ нать. А такие сказки на Алтае бытовали и з ­ давна. 'Одной из таких сказок является «Когу- тэй». Караты-хан был богат только потому, что он эксплоатировал алтайскую бедноту. И когда беднота ушла из-под власти Кара ­ ты-хана, то случилось вот ЧТО: «Народы... хана в три дня .погибли. Ни одного живого существа На землях Караты-хана Не осталось. Ничто не промелькнет, Никто не покажется. Семи дней не прош'ло, Как Караты-хана Шесть славных зятьев (баев) умерли. Сам Караты-хан, Ее отец, умер. Как только народ ушел от экоплоататора, так хан погиб голодной смертью. Трудовой народ праздновал свое освобож­ дение: «Старые люди пировали. Молодые девушки Своим кругом играли. Женщины в чегедеках Своим кругом веселились. Молодцы в коротких куртках В своем кругу возились». Потекла счастливая ж,изнь: На его Алтае Певицы-кукушки 1 В. Сапожников. «Пути по русскому Ал­ таю». Томск. 1912. статья Г. Потанина, стр. 23. 2 «Аносский сборник», Омск, 1915 г.. стр. 260.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2