Сибирские огни, 1934, № 6

чительно и неоспоримо влияние устного творчества н.а литературу письменную». Молодые писатели Ойротии, не имея дру ­ гого художественмого наследства, должны учиться у сказки языку, богатой насыщен­ ности эмсциями, упругости сюжета и т. Д . В народных сказках нет таких ружей, кото ­ рые, появляясь в -начале повествования, не стреляли бы в конце. В той же статье Алексей Максимович о б ­ ращал внимание 'писателей на сказки: «Я убежден, — писал он, — чтс знаком­ ство со сказками и вообще с неисчерпаемы­ ми сокровищами устного народного твсрче- с т в а^р айн е полезно для молодых начинаю­ щих писателей. Не одйим тслько мной заме­ чено, что они в большинстве своем, покор­ но и безусловно подчиняясь действительно­ сти, фотографируя ее стихами и прозой, де­ лают это крайне сухо, малокровно, холод­ ненькими словами, а время требует пафоса, огня иронии». «... сказки помогли бы сильно развить фантазию писателя, заставить его с г н и т ь значение выдумки для искусства, а главное обогатить его скудный язык, его бедный лексиком, который он часто безуспешно и почти всегда уродливо пытается обогатить «провинциализмами», «местными речениями» или придуманными «на скорую руку» мер­ творожденными .словечками». На Всесоюзном с’ езде советских писате­ лей Алексей Максимович вновь обратил вни­ мание поэтов и писателей на изучение уст­ ного народного творчества. Он сказал: ‘ «Начало искусства слова — в фольклоре. Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Он очень много дает ма­ териала и вам, и нам, 'поэтам и прозаикам Союза. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами на­ стоящего». ’ III Летом 1926 года мне случайно пришлось ночевать в с. Шебалино у кулака-маралово- да. Узнав, что я еду в Усть-Канскую «Стечь» и интересуюсь жизнью и бытом ал­ тайцев, он сказал: — И зачем только вы едете к этим гряз­ ным татаришкам. Поживите лучше у нас, у руйских... — И убеждающим голосом доба ­ вил: — намаетесь тамока. ТатаришкЪ чо он понимат, не маКаный... никакого обхожде­ ния с человеком... Подобные уговаривания мне приходилось слышать не раз и в следующие поездки по Алтаю. Рассказывают о таких же разговорах товарищи, ездившие в те годы в горы. Такое же отношение к алтайцам -нередко встречается в значительной части дореволю­ ционной буржуазной научной литературы об Алтае. Это отношение великодержавного х а ­ ма к малым народностям. I Между прочим, Г. (Потанин, большой зна­ ток Востока, в предисловии к «Ан&сскому сборнику»! писал, что сказки Н. Я. Никифо­ рова «записаны на татарском языке». Он от­ лично знал, что алтайцы — это не татары и алтайский язык имеет свои отличия от язы­ ка татарского. Митрополит Макарий говорил: «Алтай богат, народ глуп». В этом же духе высказывались многие буржуазные исследователи, изучавшие алтай­ цев. У известного тюрколога Радлова в его „А u s S i u i г i е п “ есть такие строчки: «... чудные долины Алтая слишком хоро­ ши для номадов, которые не умеют поднять богатство края». В XVI foMe «России» Семенова-Тянын!ан- ского алтайцы названы «дикарями». Гр. Спасский в «Сибирском вестнике» пи­ сал об алтайцах: «... сварливы, ленивы, упрямы, нечувстви­ тельны. Разум их не изощрен и туп». Л. Потапов приводит следующие строки из рукописи Н. С. Гуляева и П. Семьянова — «Алтайские инородцы», написанной по зада­ нию Г. Потанина: «Интеллектуальные способности алтайца, как и способности вообще флегматиков, вя­ лы, т.-е. мало подвижны и туги на восприя­ тие».2 Сам Г. Потанин в статье «Областнические тенденции в Сибири^ (Томск, 1907 г.) назвал нацменов дикарями. Отсюда недалеко до утверждения, что язык алтайцев — бедный язык и потому на нем не может быть устных произведений высокохудожественной ценности. Многие буржуазные исследователи подхо­ дили к собиранию алтайских сказок с опре­ деленным великодержавным предубеждени­ ем. Сбор алтайских сказок был начат Радло- вым. Почти одновременно с ним начал свою ра ­ боту по сбору алтайских, монгольских и казакских сказок и преданий Г. Потанин. Он «записывал .их со слов русского переводчи­ ка». Яоно, что его записи были весьма кон- 1 Омск, 1915 г. • 2 Л. Потапов, «Очерк истории Ойротии», Новосибирск. 1933 г. стр. 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2