Сибирские огни, 1934, № 1
5. Путь, не отмеченный на карте «Эй, полковник! Ваше высоко благородие! Гляди на карту-двух верстку, раз-гля-детай, разыски вай тем пути!.. Вот толстой, жир ной, извилистой чертой тракты указаны; вот ниточка проселков; 'вот точечками даже тропы охот ничьи обозначены... Гляди, изу чай! А где тропа смерти? Эй, полковник! Брось карту- двухверстку: на ней не нанесен главный путь, твой настоящий, твой последний путь».. Цикл рассказов «Путь, не отмеченный на жарте» был целиком посвящен гражданской войне в Сибири. В этой книге (первое из дание 1927 г.) с большим художественным мастерством показан бесславный путь сибир ской контр-реврлюции, путь отступления, разложение и гибель насквозь прогнившей колчаковщины. Тесно к этому циклу примы кает большая повесть «Сладкая полынь» (1928), рассказ «Бабья печаль» я повесть «Цветы на снегу» (1930). ...По глухой непроходимой тайге бредут, спасая свои шкуры и награбленное добро, осколки белой армии. Хмуро, неприветливо встречает сибирская тайга этих чужаков. Ибо, как мы знаем из старых рассказов Гольдберга «молчаливая она... не Умеет, как умеют это делать люди, — расточать с в о й ласки всем, кроме (избранных» («Его путь»). И вот мы видим, как двое колчаковцев за мерзают в грязном охотничьем зимовье («На следство капитана Алешкина»), как «<жучяо зимует» поручик Канабеевский в глухом Варнацке, отстав по болезни от своего от ряда («Болезнь»), как бредут по снегам, пре следуемые волками, пятеро колчаковцев («Путь, не отмеченный на карте»). «Казалось так просто: армию разбили красные. Где-то на севере, говорят — близ ко остался большой, еще оильный, еще гото вый к победам и завоеваниям отряд. Стоит только прорезать 200-300 верст заснувшей в зимнем томлении тайги, и снова откроется манящая даль былой жизни, снова оживет мечта о походе в большие города, где элек тричество, шум офицерских собраний, му зыка и сладкое ощущение власти и -силы»... В этом отрывке с предельной ясностью вскрыты идеалы колчаковцев, их социальный облик. Маски сорваны. Словесная мишура— «спасение родины», «правое дело», — все это никому не нужно. Спасайся кто может, вези награбленное, чтобы, пробравшись за границу, «в Харбине покупаться в шампан ском... да девочек вымытых, холеных, души стых»... — как мечтает капитан Алешкин. « — О каком это правом деле толкуете вы, полковник? — отозвался Степанов, и в го лосе его зазвучало что-то враждебное. — Как о каком? — оторопело повтори* полковник. — О нашей борьбе с красными... о спасении родины. Я полагаю, что вы сами все это хорошо знаете. — К чорту! — вдруг вскочил на ноги Сте панов. — Кому вы эту сказку рассказывае те? Здесь, полковник, все свои! Нечего стесняться!.. Никакого правого дела! Ника- \ кой родины! Мы просто удираем... догоняем остатки армии, которая... спасает свою шку ру!» («Путь, ие отмеченный на карте»). Показ гражданской войны — эта новая, ответственная тема потребовала от писателя серьезного идейного перевооружения. Ибо на смену косным «законам тайги» пришли новые законы — законы социальные, зако ны классовой борьбы. Этот новый подход к теме не всегда1на первых порах удается Гольдбергу. Колчаковщина, эта кровавая диктатура контрреволюционной военщины, потерпела быстрое поражение потому, что она не на шла и не -могла найти в широких массах трудящих:* орода и деревни никакой под держки. И мы знаем, что разгром Кол шка и интервентов произошел не только благо даря победам Красной армии. Большое зна чение в этом отношении имели выступления партизанских частей в тылу у Колчака. Ибо широкие трудящиеся массы крестьянства скоро поняли социальную природу колчаков щины и сделали «выбор в пользу рабочего государства», как писал об этом В. И. Ле нин.1 Активная борьба широких масс трудящих ся против колчаковщины обеспечила ее быструю гибель. Не даром военный совет ник Колчака, английский генерал Нокс, пи сал своему правительству: «Можно разбить миллионную армию боль шевиков, но когда 150 миллионов русских не хотят белых, а хотят красных, то бессмыс ленно помогать белым». В ряде рассказов о -гражданской войне -си бирская деревня показана Гольдбергом рав нодушной к происходящим где-то револю ционным событиям, аполитичной, попрежне- му темной. «В таежных деревеньках все попрежнгму неизменно», пишет Гольдберг в «Пути, не отмеченном «а карте». Герой того же рас сказа Степанов так говорит о сибирских крестьянах: «Им наплевать и на красных, и на белых... в одинаковой -степени.... Если -б настроение у -крестьян было бы хоть на вершок враж дебное к нам, то наш путь окончился бы давно... Но -мы попали в таежные дебри. На на-cхорошее -платье, у нас великолепное ору жие, -мы везем с -собою кой-какие заманчи вые для челдона вещи»... И писатель показывает, как -следом за группой колчаковцев б-редет по тайге стая волк-ов.*А’ затЬм «к волчьим -следам приба вились Новые — легкие, уверенные, охот ничьи». Это мужики пошли догонять белых, имея -одну цель: убить, снять ладные полу шубки и валенки, завладеть оружием. Ибо белые «для них только дичь, красный зверь, которого -не трудно выследить». В рассказе «Путь, не отмеченный на.карте» Гольдберг проводит такую -мысль: белые гибнут в си бирской тайге потому, что они здесь «чу жаки», не знающие «таежных законов». С особенной силой -это -подчеркивается в -тон- це рассказа: «Сначала их было двенадцать. Нет, их бы ло больше. * v 1 Письмо к -рабочим и крестьянам по по воду победы над -Колчаком (т. XVI).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2