Сибирские огни, 1933, № 9-10

/ лось н,е быть брезгливым и употреблять в ттищу все, что попадется. Не брезговали мясом даже таких животных, как хорек, колонок. Местами охотились не только на зверь- ков, но и на их «кладовые»—корни. Нап- ример, алтайцы Улаганского района практи- ковали ограбление мышиных нор с целью приобретения корней с ' гдобных растений, заготовленных мышами на зиму. Корни ели по большей части разваренными в воде. Заготавливали на зиму мучнистые, корни кандыка (Erythonium Sibiricu) Несмотря на все ухищрения, малосостоя- тельный алта5ц вечно жил впроголодь. Еще в более худшем положении находи- лось питание трудящихся алтайцев в таеж- ных районах Алтая, где скотоводство не было развито. Зверовой промысел, являю- щийся главным источником существования обитающих здесь племен, никогда в полной мере не обеспечивал их пропитания. Удача и неудача идут в охоте рядом. Недород или «ерекочгвка зверя, неблагоприятная погода чувствительно отражаются на ре- зультата, охоты и на питании охотников. Периодические голодовки в этом районе— издавна обычное явление. О них повеству- ют многочисленные предания, начинающие- ся так: «был сильный голод, люди бежали в степь» и т. д. Они засвидетельствованы и старинными исследователями, Георги, Пал- ласом и др. Естественно, алтайцы вынуж- дены были использовать для питания все, что только может дать тайга. Прежде все- го, они с древних времен обратились к рас- тительной пище: с'едобным корням различ- ных растений (кандык, сарана, пион и др.), ягодам, кедровым орехам, даже к пихтовой заболони — „кагьп^и" (должно быть от глагола «кыр» — скоблить). Приведу в под- тверждение сказанного • ряд ссылок на прежних исследователей. Например, про на- селение, обитающее по верховьям р. Томи, Георпи пишет: «Питаются по большей ча- сти от звериного промысла и дикими расте- ниями. Земли же совсем не пашут и пото- му хлеба не едят» 98 . Далее сообщает он о телеутах: «Язычники едят медведей, сурков, мышей, свиней, хищных птиц и всяких поч- ти животных» 96 , или о населении, живущем по р. Мрассе и Кондоме: «Кроме хищных зверей, едят они и падалыцину» 70 . О пита- в6 „Описание народов , п. II . ,стр. <» У к. соч., стр. 159. ™ laid. 162. нии телеутов сообщает еще Григорий Спас- „ ский. «Во время промысла питаются они мясом всех добытых зверей, кроме горно- стая, коего по причине' противного запаха почитают нечистым» 7 1 . Про «кузнецких инородцев» (шорцев) читаем: «в пище не- разборчивы, хлеба употребляют мало и до вольствуются летом рыбой, а зимой звери- ным и лошадиным мясом, не гнушаются и падалью. Питаются также и кореньями тра- вы, называемой «кандык» 72 . Паласс отмеча- ет, что «самые крупные и хорошие коренья добывают татары на Мрассе и Кондоме жи- вущие и отправляют даже до Абакану» 7 8 . У алтайцев в пищу шли следующие расте- ния: кандык—„pes", Erythonium sisirica, sar- gaj, сарана—Lilium martagon, kolpa, черемш'а vли колба—Allium victorious d. „kseirgen", Al- lium scholnoprasum", „ т о пы " , слизун Allium nulens ,,koj т о п ы " , овечий слизун — Allium schathratum „uskun", Allium sativum, „ceine" пион—Paeonia anomala, „elik paltbrgan", „aju", paltbrgan", дягиль — Angelica silvestrls, „Suu paltbrgan", боршевник — Heracleum SlBiruc„ корни ревеня—Rheum Riaponticum и др. He случайно месяц май у алтайцев назы- вается „mes-aj", т.-е. месяц ьэндыка. Это пр- 1 казывает, насколько велико было значение корней в питании населения, а одно HI под- разделений сеока jus у тубаларов носит на- звание sargaicb jus, что значит „саранщики, т.-е собиратели сараны (sargaj). Описанные бытовые условия малоимущих алтайцев или совершенных бедняков старые исследователи любили смаковать, выпячивая экзотику «первобытчшш», и всегда умалчи- вали при этом, в каких слоях населения эта «экзотика» сохраняется. Все особенности от- сталой техники и быта приписывались ал- тайской «культуре», отсюда и разговоры о первобытности алтайцев, о младенческом со- стоянии их общественного развития, о родо- вом строе. Благодаря тому, что прибавоч- ный продукт вывозился из Алтая русскими торговцами и продавался зайсанско-байской верхушкой, производительные силы кресть- янского хозяйства алтайцев ее развивались, а удерживались на очень вязком уровне, способы- ведения хозяйства у крестьян-ал- тайцев напоминали хозяйство первобытных собирателей. Буржуазные ученые пытались об'яснить это неспособностью алтайцев к усвоению более высокой культуры, и • низ- кий уровень производительных сил алтай- 7 1 «Сибирский вюстник», 'издав. Григорье- вым Спасским за 1821 г. СПБ, стр. 13. 72 «Кузнецкие инородцы» Жури. Мин. внутр. дел. 1858 г., № 5, стр. 4. 70 П. Паллас. «Путешествие по разным местам Российского государства». СПБ 1786 г., ч. 1 1 1 , стр. 489.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2