Сибирские огни, 1933, № 9-10

Л. ПОТАПОВ. ЗАЙСАНЫ, БАИ и КРЕ ит не лучше, так как классовое неравенст- во породило большие отличия в питании бедноты и байства, которые никак нельзя упускать из вида, как это делали буржуаз- ные (Исследователи, описывавшие пшцу ал- тайцев «вообще». Впрочем, некоторые авто- ры, по научной добросовестности, не мог- ли обойти различия в питании бедняцких и байских слоев, зато постарались смазать это различие и сказать о нем «поделикат- нее» и по возможности даже оправдать его. Например, Радлов пишет: «Богатые и бед- ные имеют совершенно ту же самую пищу, разница заключается только в величине котлов и в количестве пищи. Бедный ест как- раз то, что имеет: «обычно это очень мало, и он умер бы с голоду, если б богатый не имел такого избытка пищи, что летом он охотно оказывает свое полное гостеприим- ство каждому, находящемуся в юрте» 0 1 . Радлов умалчивает, что гостеприимство бая основывалось на принципе подкармли- вания бедноты в целях ее эксплоатации. Радлову хочется подчеркнуть только, что пища богача н е о т л и ч а е т с я от пи- щи бедняка, оба едят одни и те же про- дукты питания, один и те же блюда, раз- ница только «в величине котлов и количе- стве пищи», совсем «маленькая» разница. Но если бы попросить Радлова договорить ' до конца об этой «несуществующей» раз- нице, он должен был бы признать, напри- мер, то, что бай ежедневно ел мясо, хлеб, ,пил вдоволь кумыса или чегеня, а бедняк совершенно не видел хлеба, пробовал мя- со насколько раз в год, главным образом на празднествах, и то обгладывая кости после баев, как пишет сам же Радлов 02 . Получается совсем иная картина. Попытаемся подробнее осветить вопросы питания трудящихся алтайцев, особенно бедноты. Воспользуемся для этого, прежде всего, немногими, но достаточно убедитель- ными литературными данными. Миссионер С. Ландышев сообщает: «бедные питались травяными кореньями кандыка и сараны, листьями дикого ревеня, на!варом перего- довавших под снегом листьев травы бада- на, вместо чая с молоком или с солью, мно- го раз перевариваемыми костями животных, употребляемых в пищу богатыми, и лако- мились иногда полусгнившим мясом издох- шего скота, или убитых ими нечистых я отвратительных зверьков всякого рода 6 3 . Ковригин указывает: «Пища их состоит из 8 1 Aus SiBlrlen, S. 298 & A u s S i B i r i e n, S . 3 o 3 . Извлечение из писем. M. 1847. ТЬЯНСТВО. 225 собираемых ими кореньев» 44 . Вербицкий пи- шет: «люди бедные в летнее время питаются одними только кореньями и травами: кан- ДЫКОМ, сараною, корнем Paeonia anomal борщевников (Heracleum) травой кежуне (вроде дягиля) И калбою (Allium ursinum То же самое о» говорит и о шорцах 00 . Хлеб и мясо были наименее доступными продуктами питания для бедноты. Хлеб был недоступен вследствие дороговизны и слабого развития земледелия на Алтае. Мя- со — за отсутствием достаточного количе- ства скота. Бедняк иногда добывал мя- со даких зверей в том случае, если он имел возможность охотиться, или же довольство- вался об'едками байского стола. Когда бай колол скотину, то его соседи-бедняки мог- ли пользоваться кровью убитого животно- го. «Точно также, — пишет Радлов, бедняки пытаются уловить те части внут- реностей, которыми брезгуют богачи. Но- из-за этой добычи им приходится бороть- ся с собаками, которые проникают со всех сторон... к месту убиения» 07 . В скотоводческих районах, помимо ко реньев с'едобных растений, запасаемых впрок, беднота еще питалась толканом из ячменя и сырчиком (kurut) приготовляе- мым из сквашенного вареного молока. По- севы ячменя были настолько незначитель- ны, что собранный урожай не обеспечивал питания семьи бедного человека и на пол- года. Сырчик делали летом, когда доили взятых в (ро1ь?) байских коров, и копили запасы на зиму. Для этого сливали молоко в кожаный мешок \arkbt) или деревян- ную высокую кадку (сарсак), заквашивали его бараньим желудком и лошадиной коп- чиковой костью. Скисшее молоко (eegcn наливали в чугунный чашеобразный котел, выкуривали из него вино (агакь) Выкурив вино, сливали содержимое котла в мешок, отжимали сыворотку и из творога делали сыр (kurut), который коптили на дыму или сушили на солнце. Сыворотку также употребляли в пищу. С одной коровы в пе- риод удоя получали около 50 сырчико®. Это могло прокормить семью в 3-4 челове- ка в течении одного месяца, не более. Ста- ло быть, и аренда молочного скота не мог- ла в полной мере обеспечить питание мало- мощного алтайца. Поэтому ему приходи- 04 Цитиров. соч. 297. aS Алтайские инородцы, стр. 15. 89 Записки миссионера Кузнецкого отдела Алтайской миссии за 1863 г. Православное обозрение 1864 г. 07 Aus SiBirien, S. 302.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2