Сибирские огни, 1933, № 9-10

ли, каким путем алтаец-производитель попа- дал в зависимость от эксплоататора. Процесс воспроизводства хозяйства тру- дящегося алтайца вознобновлялся из года в год в сокращенных размерах. «В 1835 г. бийский исправник донооил, что инород- цы Кокшинского улиса и Смоленской во- лости... так бедны, что не в силах почти снискивать пропитания». Кузнецкий исправ- кик писал, что «некоторые из инородцев не желают учреждать у себя волостных управлений по Совершенной бедности, дру- гие.по бедности, происшедшей от неурожая в npjDiiAbix годах хлеба и уплачивав»! более восьми лет податей и повинностей за умер- шие и престарелые души» 57 . Ясачная правительственная комиссия, ра- ботавшая в Сибири в 1830-х годах, кон- статирует, что бедность «более и более •увеличивается от усиленных земскою поли- циею сборов». В. Радлов, посетив Алтай в 70-х годах и сравнивая свои впечатления с впечатлениями, полученными в 60-х годах,- отмечает «страшную бедность» 'sehrekliche А г m u t ) алтайцев, которую он об'яс- няет преимущественно тем, что русские торговцы высосали Алтай 58 . Вся тяжесть налогового пресса колони- альной царской политики, грабежа торго- во - ростовщического' капитала, экеплоата- ции зайсанско - байской верхушкой ложи- лись на плечи трудовой части алтайцев- крестьян. Вот почему забитЫй и угнетен- ный алтаец - крестьянин, находившийся в личной зависимости от зайсанов, демичи и баев, пас скот круглый год на подножном корму, рвал траву руками, ковырял землю мотыкой, охотился за зверем с самодельной» деревянной ловушкой, луком и допотопным ружьем. Вот почему он одевался в лох- мотья, питался корнями с'едобных расте- ний, жил в дырявом корьевом шалаше и верил во всевозможных духов, населяющих буквально весь мир и определяющих каж- дый поступок человека. Как ни первобытно, как ни просто уст- ройство бедняцкого алтайского жилища, все лее оказывается к 1897 г., по данным об- следования экспедиции Швецова, 5,1 проц. алтайских хозяйств не были в состоянии иметь и такого жилища, настолько потря- t ающа была их бедность. Жилище бедняка представляло собой конический шалаш из жердей (alancbk) покрытый корой листвен- ницы или березы. По средине жилья раз- водился огонь, около которого ютились " 7 Шашков, стр.' 582. 58 Aus SlBirlen. 284-235. обитатели аланчика. У теленгитов такой шалаш покрывался шкурами зверей или драной кошмой ,и назывался „L е е 1 t i " Тубалары - бедняки строили себе балаган из жердей и досок, поставленных стоймя, укрывали кое-как корой и почти круглый год зябли у костра. И все же, несмотря на убогость и простоту устройства, значитель- ная пасть населения не имела и такого жилья и скиталась по байским юртам, жи- вя в услужении. Нечего говорить, что со- оружение более сложного жилья, как ,,aga- §ajbl" — деревянной шести или восьми- угольной юрты, срубленной из бревен, или хорошо утепленной кешемной „kerege" или избы' русского типа — являлось недо- , ступным бедняцкой части алтайцев. Зато многие баи и зайсаны «мели крестовые рус- ские дома, порой двухэтажные и крытые железом, в которых они жили зимой. Ле- том нее они жили в просторных, легких ко- шемкых .kerege", или больших, хорошо уб- ранных, застланных кошмой, шкурами зве- рей .agafejbl '. Если жилище бая отличалось пышностью убранства и обилием кожаных сум, наполненных добром, преимуществен- но шелковыми шубами на дорогом меху, а другой одеждой, то в жилище бедняка «развешанное мясо издохшего коня или убитого зверя бывает в полном соответст- вии с посудой, которую никогда не моют, и животные (телята, ягнята, собаки и кош- где помещаются на 6-8 кв. аршинах и люди, и животные (телята, ягнята собаки и кош- ки), — где при 30^0° мороза нет ни печк», ни камина , 'и дым от разложенного посре- дине огня (особенно при ветре) выедает глаза, где мороз и жар, сходясь вместе, производят на голову .самое вредное влия- ние» 59 . Горный инженер Ковригин, посетив- ший в 1856 г. юрты бедняков-алтайцев ка р. Абае, кратко, но достаточно ясно ри- сует бытовое положение их: «юрты состо- ят из жердей, обложенных снаружи бере- стой, и древесной Корой. Утвари почти не->. Одежды Их состоят из очень грязных и изношенных меховых халатов» 00 . Можно ли удивляться большому процен- ту детской смертности у алтайцев, широ- кому распространению глазных болезней и пр. при таких жилищных условиях. Если обратимся к рассмотрению питания бедняцкой, да и середняцкой части кресть- янства у алтайцев, то и здесь дело обсто- 59 Извлечение из писем миссионера С. Ландышева. М. 1847. 60 Ри тер. Землеведение Азии. Дополне- ния Потанина, стр. 297.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2