Сибирские огни, 1933, № 9-10
санов . Остальным алтайцам предоставля- лось пасти скот в менее удобных местах, а порой и на высокогорных местах, куда малообеспеченному скотоводу пробраться было довольно трудно, или в мелких доли- нах, на лесных полянках и т. п. Однако, благодаря обилию и пышности травяного покрова на Алтае, корму все же хватало, и пастбища долгое время не являлись в руках баев орудием эксплоатации. В руках байской верхушки, сосредоточи- валось и большинство всего скота. Таким образом, основные условия алтайского про- изводства — пастбища и скот — находились в руках баев и зайсанов. Основным средст- вом закабаления крестьян-скотоводов яв- лялся окот. Скот являлся для трудящегося алтайца основой существования. Только раз- водя' и ухаживая за скотом, трудящийся ал- таец мог вести свое существование, так как земледелие у алтайцев в Алтае сколь-либо значительной роли не имело. И скот сделал- ся главным средством закабаления бедноты, Под гнетом эксплоатации русских и своих эксплоататоров, ведя экстенсивное, нату- ральное хозяйство на слабо развитой .техни- ческой базе, трудящиеся скотоводы-алтай- цы постепенно утрачивали хозяйственную самостоятельность, разорялись и все более и более попадали в экономическую зависи- мость о.т баев. Подсобные занятия, как, напр.. охота и др., при той кабальной системе сбыта продукции, о которой говорилось выше, едва могли обеспечить трудящемуся алтай- цу уплату податей и повинностей, не гово- ря уже о том, что охотники не выходили из долгов у скупщиков. Все это толкало трудящегося скотовода в об'ятия баев, ко- торые охотно ссужали бедноте скот в «пи- мощь». В результате мы имели своеобраз- ную алтайскую барщинную систему хозяй- ства. Пользуясь частично байским скотом, кР'естьян г- алтайцы должны были за это отрабатывать баю, ухаживать за его скотом, выполнять различные работы по его хо- зяйству. Прибавочный труд алтайцев-кресть- ян, так же как и при барщинной системе хозяйства российских помещиков, «отделял- Например, Кеньгинская долина. Баи об'- ясняют обилие и упитанность скота в этой долине «счастьем» этой долины, которое оставил в ней конь одного мальчика-алтай- ца-беглеца из киргизского плена. Вырвав- шись из плена, мальчик в благодарность от- пустил коня на волю. Отпущенный конь «катался в Кеньгинской долине и оставил здесь «сус» — зародыш счастья на скота. ся здесь, следовательно, пространственно os необходимого» (Ленин). Крестьянин-алтаеи. не работал на своего бая с той регулярно- стью и правильностью, как русский кресть- янин на своего барина: столько-то дней в не- делю на себя, столько-то дней на барина. Алтаец, как мы видели выше, работал на бая по указанию последнего, по его требо- ванию в любое время и зыпо'шял любую работу. Но сущность отношений от этого не меняется. Там и здесь средства произ- водства, сосредоточенные в руках помещи- ка, земля это или скот, — • все 1 равно. —• служили способом обеспечения помещечье- го хозяйства рабочей' силой. Алтайским ба- ям было также выгодно ^аделять скотфм трудящихся скотоводов, как русским поме- щикам наделять крестьян землей, ибо целью такого наделения было не обеспечение тру- дящегося средствами к жизни, а обеспече- ние эксплоататора рабочими руками 35 . «Укту»-баи в основном вели натуральное хозяйство. Главное свое богатство они виде- ли в скоте, особенно в лошадях. Рост бо- гатства их выражался в увеличении пого- ловья скота. Торговлей они не занимались, а только от поры до времени продавали часть своего стада, увеличивающегося пу- тем естественного прироста. Стада укту-баев были огромны. Излишки скотоводства поз- воляли им подкармливать ютящуюся о ^ л о них бедноту и пользоваться бесплатно ее- трудом. Среди алтайцев они слыли за «бла- годетелей», так как широко оказывали «по- мощь» населению в форме «полыш» 56 . По- этому укту-баев нередко называли «полыш.- 5 5 Ленин, т. Ill, стр. 140. с " «Полыш» давался на следующих усло- виях: дойных коров бай раздавал бедно- те «бесплатно», чтобы берущий прокормил бы корову в течение года, отвечал бы за ее сохранность и вернул бы хозяину при- плод в годовом возрасте, кроме того «иногда» помог бы баю в работах по хозяй- ству, в зависимости от указания бая. Беру- щий корову в «полыш» пользовался моло- ком, но, нужно заметить, очень непродол- жительное время, так как алтайские коровы доились раньше только в пастаищный;пери,- од, около 5 месяцев. Следовательно, за пра- во пользоваться молоком в течение 4-5 меся- цев бедйяк-алтаец обязывался не только пас- ти корову летом, но и кормить ее весь год и сверх того помогать «благодетелю»,-баю в работах j ib хозяйству (сено косить, дрова заготовлять, смотре'ть за табунами и т. д.д
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2