Сибирские огни, 1933, № 9-10
суд зайсана был судом классовым, защищав- шим интересы эксплоататоров. На основе экономического и внеэкономичес- кого принуждения, на основе личной зави- симости зайсан выжимал труд и продукт своих подданных. Свою эксплоататорскую деятельность зай- сан нередко облекал в «родственные» фор- мы; и это практиковалось до самых послед- них дней существования зайсанов. Зайсан Юлуков под видом родственников Держал более 30 батраков. Таковы были, в общих чертах, Алтайские зайсаны. По сущёству это были феодалы, ведущие большое скотоводческое, в основ- ном, натуральное хозяйство трудом своих, подданных. Зайсаны были тесно связаны с «лучшими людьми» алтайского общества — баями, по сущетву — кочевыми помещика- ми. Некоторые исследователи, например, Яд- Р 'инцев, представляют зайсанов в роли за- щитников прав алтайцев, ссылаясь на неод- нократные ходатайства алтайских зайсанов перед Кабинетом о предоставлении алтайцам различных льгот и привилегий, в смысле пользования землями и лесами Алтая и т. п. В действительности это не было так. Тот факт, что зайсаны в последние десяти- летия прошлого и в первое десятилетие ны- нешнего века даже несколько раз ездили со своими жалобами на притеснения от рус- ских в Петербург, в Кабинет царя, еще не дает права считать зайсанов настоящими защитникам^ алтайцев от колониального уг- • нетения. Активность зайсанов во всевозмож-, яых ходатайствах «о сохранении прав алтай- ского народа» не вызывает сомнения, но она имеет другую подоплеку, нежели лю- бовь к своему народу и желание оградить его интересы. Не из любви' же к пароду зайсаны затрачивали по 20 тысяч рублей, и более на адвокатов, на посылку депута- ций в Петербург чтобы сохранить за алтай- цами право жить «по старому закону» г ' 3 . Это было, прежде всего, в интересах ал- тайских зайсанов и баев-помещиков, кото-> рые до землеустройства в Алтае являлись фактическими владельцами и хозяевами об- ширных поместий. Зайсаны юридически не обладали правом земельной собственности, но у них было право на управление и вла- дение приписными к зайсанетву алтайца- ми и, где бы последние ни проживали, они обязаны были во всем повиноваться только своему зайсану. Отсюда — где мои люди 03 См. Отчет Алт, дух. миссии за 1909 г., стр. 8. живут, там и мои владения. И когда на Алтае стала ощущаться некоторая земель- ная теснота, в позднейший период русской колонизации, зайсаны менее всего пострада- ли от этого, так как их громадные лате- фундии остались за ними, и всю тяжесть царской земельной политики на Алтае вы- нес на себе трудящийся алтаец. Функции «защитников прав» алтайцйв зай- саны несли исключительно в интересах мо- нополькой эксплоатации своего населения. Зайсаны, почувствовав, что русская колони- зация и особенно земельная политика Ка- бинета, о которой будет сказано ниже, оз- начает для них угрозу потери обществен- ного политического и экономического вли- яния на трудящихся алтайцев, означает пе- реход эксплоаткруемой массы алтайцев в руки других эксплоататоров, — серьезно встревожились и проявили величайшую ак- тивность в деле «защиты прав алтайцев». Проявляемая зайсанами энергия в этих Де- лах и ввела в заблуждение некоторых авто- ров, принявших усердие зайсанов за любовь к своему угнетенному народу. В результате авторы, не желавшие затруднить себя более углубленным анализом этого вопроса, при- клеили зайсанам ярлык «защитников прав» алтайского «народа». •к Вторым наиболее ярким и крупным пред- ставителем эксплоататорской верхушки ал- тайцев являлся бай. Будучи тесно связан общими классовыми интересами с зайсана- ми, алтайские баи, количественно во много раз превышавшие зайсанскую верхушку, должны быть определены, как своеобраз- ные алтайские помещики, выросшие в усло- виях кочевого, скотоводческого хозяйства. Из этих горных, кочевых помещиков на- иболее колоритной фигурой является так называемый «и k t и в а 1», т. е. родовитый, благородный бай. Описание системы "хозяй- ства « u k t u » баев даст возможность со- ставить социальную характеристику байско- го хозяйства, как хозяйства помещичьего, феодального типа. Родовитые, богатые алтайцы сосредоточи- вали у 'себя десятки тысяч голов скота, занимая своими стадами лучшие и наиболее удобные пастбища Алтая, несмотря на то, что юридически земли Алтая считались «об- щими». Например, прекрасные солончаховые пастбища, покрытые мелкой, но чрезвычайно питательной травкой «kody r », от которой так быстро тучнеет скот, находились В пользовании исключительно баев или зай-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2