Сибирские огни, 1933, № 9-10
чальнику соответственного участка, кото- рый часто присутствовал на выборах в зай- саны. По окончании всех дел снова начина- ю с ь угощение собравшихся. «В полдень в громадных котлах начинается варка всевоз- можного мяса, львиная доля от которого достается сильным алтайского мира, хотя сумма расхода на харчи и раскладывается •на всех поровну. К вечеру большинство на- пивается аракою, там и сям слышны смех, песни, крик и т п.» 4б . Для полноты •характеристики зайсанов необходимо сказать о зайсанском суде. Су- дебные дела дайсан вел самостоятельно в пределах своего зайсанства. Правда, после того как русская администрация стала вме- шиваться в дела внутреннего управления алтайцев и ограничила власть зайсанов, ре- шения зайсанокого суда могли быть обжа- лованы бийскому уездному начальнику. Суд происходил чаще всего на открытом воздухе при .стечений родствеников судив- шихся или подсудимых и свидетелей. При разборе важных дел подсудимые и свидете- ли приводились к присяге. Присяга называ- лась «:?ertic » (отсюда русское слово «шер- товать», т. е. присягать, часто встречающее- ся в казачьих отписках XV I I века), «^ertic* — значит пить присягу». И дейст- вительно, раньше присягаемому предлагали выпить воды из 'черепа покойника (покой- ников в то время в землю не закапывали) 40 . Мне рассказывали, что тубалар .Макар та рода K y zne живший . в Очоке, избежал штрафа и необходимости жениться на обо- льщенной им девушке только благодаря тому, что в подтверждение своей невинов- ности выпил присягу из черепа покойника. Существовала и другая форма присяги— это целование кончика дула заряженного ружья. До пояЬления ружья эту присягу приносили на луках и стрелах. В сказках 45 отчет Алт. дух. миссии. 1888 г., стр. 2 1 , 4С Старик Бардамаш Тыдыкин, живущий в урочище Сарыекыр, Куюмского сельсовета, Чемальского аймака сообщил, что еще на его памяти алтайцы хоронили покойников в срубах и на деревьях. Бардамашу в это время было около 20 лет (теперь ему около 70 лет.) О захоронении алтайцами покойников на деревьях есть указания и в миссионерской литературе. См., например, Записки миссио- нера В. Вербицкого за 1863 г. в журнале «Православное образование» за 1864 г., стр. 152; Записки миссионера Штыгашеяа в От- чете Алт. дух. мисс, за 1899 г., стр. 16. алтайцев про присягу говорится: «конец пи- ки нюхали, лезвие мечей лизали». Допросив стороны, зайсан выносил свое решение. Первоначально у зайсанов не бы- ло писарей к протокола судебного заседа- ния не велось. Тогда зайсан после окончания суда прос- то говорил истцу и ответчику: «je, ag»?ka tanma capsbn» —клади отметку на дерево. Судившиеся так и поступали. Они шли к оп- ределенному дереву; затесывали его и стави- ли топором по кресту в знак того, что суд окончился. Такое дерево с отметками зай- санских судебных решений называлось tan - mals kargat (обычно это была сосна), и такое дерево нельзя было рубить. Такое дерево хорошо помнят в с. Никольском Ус- пенского аймака. Это село раньше так и н а з ы в а л о с ь: « t anma lb karga i ». Виновного зайсан присуждал или к штра- фу или к телесному наказанию. Например, за оторванную в драке косичку, которую некрещеные алтайцы заплетают на темени, зайсан присуждал виновного к штрафу ъ пользу потерпевшего /в размере — 1 лошадь с седлом. За убитую умышленно охотничью собаку виновник обязывался отдать потер- певшему лошадь. За свою мудрость алтай- ские «Соломоны» получали от судившихся сторон «подарки» (jbj). Если зайсан присуждал виновного к те- лесному наказанию, решение зайсана при- водилось в действие незамедлительно. От- ветчика клали наземь, спускали с него шта- ны (женщин пороли в штанах), зайсан ста- новился у головы наказываемого, одевал себе на шею зайсанский знак (наподобие медали) он об'являл наказываемому, за что он подвергается наказанию. Затем отдавал приказание всыпать удары лозами. После нескольких ударов зайсан приостанавливал экзекуцию и начинал читать нравоучение, 'заканчивающееся угрозой новой порки, и приказывал добавить остающееся количест- во ударов, и виновного освобождали. Долж- ность палача должен был исполнять каж- дый, кому зайсан приказывал это сделать. Отказавшийся от этой роли сам подвергал- ся телесному наказанию. • Каким же образом можно характеризо- вать социальную сущность зайсанского су- да? На это может быть только один ответ: с уд зайсана был классовым судом. Под- твердим это фактами и такими фактами, ко- торые бы одновременно вскрывали и клас- совую йрирсццу зайсанского суда. Прежде всего провинившиеся в чем-либо бедняки нередко отдавались по решению зайсана в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2