Сибирские огни, 1933, № 9-10
ной борьбы. В урочище Салганда жили «бойкие» люди из рода K e b y r c i k o n d os по имени Иткулак, КарбЫш и Боктош. Они подкупили русского заседателя и отобрали с его помощью зайсанство у К а - t u g a s kondo ?. Зайсаном тогда был Кыста- гаш ( uk tu j a j z an. ) Кыстагаш упорно соп- ротивляется и даже спрятал зайсаискую пе- чать. Но зайсанство все же перешло к Чол- тыю, которого вскоре же «побороли» То- боковы, и зайсаном сделался «Давыд» Тэ- боков (Михаил Васильевич), бывший в то время бедняком и быстро разбогатевший после получения зайсанства. Распоряжение русской администрации в 1880 г., отменявшее наследственность и по- ' жизненность зайсанского звания, вызвало волну недовольства среди алтайцев. Заинте- ресованные в сохранении зайсанского зва- ния пожизненно, зайсаны и демичи убежда- ли своих подданных, что это распоряже- ние русского начальства означает попыт- ку превратить алтайцев в русских крестьян. Однако, распоряжение это осталось в си- ле. Во многих случаях алтайцы продолжа- ли выбирать и переизбирать на новый срок тех же зайсанов и демичи, руководствуясь традицией, чему, разумеется, весьма спо- собствовали моменты экономического при- нуждения личной зависимости населения от зайсанов и активная апитация заинтере- сованных зайсанов и демичи, с непремен- ной ссылкой па обычай и веру отцов и де- дов. В ряде случаев, по истечении 3-летне- го срока, зайсан, желая сохранить за со- бой эту должность, «обрабатывал» населе- ние путем подарков и личного влияния. Если он узнавал, что у него имеется кон- курент, он старался войти с ним в мирное соглашение. Он, попросту, давал своему конкуренту 1 , ,кагьп"—взятку в 200-300 руб. в виде «отступного», при условии, что на публичных выборах соперник откажется от своей кандидатуры. Выбирали зайсана «народом». В Комляж- ской волости при выборах почти каждый род выделял своего кандидата, но победа всегда оставалась за более многочисленны- ми „kendo Можно подумать, что выборы эти протекали в демократической обстанов- ке, что враждовали и боролись из-за кан- дидатов только роды (сеоки). На деле же только внешняя форма выборов была де- мократичной. Фактически выбирали и го- ворили на собрании «якшилары», «лучшие люди», т. е. наиболее богатые и знатные- Простые смертные, особенно беднота, огра- ничивались тем, что только слушали своих якшиларов и думали, накормят ли их мя- сом и угостят ли вином, так как выборы зайсанов всегда сопровождались угощением вином и мясом, приобретаемым на «общест- венные деньги». Собранные материалы позволяют дать описание выборов зайсана в б. 1-й алтай- ской дючине, где зайсан избирался из сео- ка «Мундус» Все население дючины извещалось о дне перевыборов зайсана. Выборы происходили под открытым небом, на правом берегу Ка- туни вР/г километрах ниже впадения Узне- зи. Народ начинал с'езжатьея накануне вы- боров. Богачи и демичи ставили свои палат- ки. Бедняки и середняки устраивались под деревьями. Вечером накануне выборов в палатках демичи. и баев шло обильное уго- щение вином, мясом, медом. Угощали всех, никому не отказывали. Богачи устраивали угощение на свой счет, а демичи — на об- щественные деньги. Во время вечернего и ночного, угощения баи и демичи заручались согласием народа о поддержке нужного им кандидата. На утро происходили выборы. В день выборов, до окончания выборной процедуры и прочих дел, вино не подавали. Выборы начинались ^рано утром. На прос- торной полянке расстилали токумы и кичи- мы 44 , на которых усаживались в круг. В се- редине сидел старый зайсан, вокруг него де- мичи, потом «шуленги» или «албачи» (сбор- щики податей), затем «лучшие люди»—баи, наконец — остальные. Беднота стояла сза- ди ла ногах, чтобы виднее было. Каждый демичи мог выставить кандидата в зайсаны от имени своего «армана». Обычно на са- мих выборах разногласий уже никаких • не было, так как накануне демичи и баи дого- варились окончательно о кандидатуре и получали различными способами согласие народа. Оглашался кандидат в зайсаны. Все под- нимали за него руку и кричали: «согласны». Зайсан вставал, кланялся и говорил: «зачем меня выбираете, есть люди лучше и умнее меня», ему в ответ кричали: «нет, самый лучший, самый умный из нас ты, ты зайса- ном будешь». На этом же собрании выби- рали демичи, шуленги и казначея. После "выборов, если были заявления, происходи- ли судебные разбирательства, проводить ко- торые зайсан поручал демичи и потом ут- верждал их решение, которое могло быть обжаловано бийскому крестьянскому на- 44 Чепраки и потники.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2