Сибирские огни, 1933, № 9-10
веленевой бумаге, с золотою виньеткою ме- ню обеда, приготовленного старшинам в Петровском дворце»... 43 . По сообщению И. Н. Михайлова особен- ным чванством и заносчивостью отличался зайсан 2-й Чуйской войссти Семен Юлуков, живший в Балыктуюле (ныне Улаганский »ймак). Юлуков заставлял алтайцев, не до- езжая полверсты до его дома, ( снимать шап- ку и проезжать мимо зайсанского дома с обнаженной головой и обязательно шагом. Не мало рассказов я записал у тубаларов про зайсана Чеберека, который сумел ото- брать зайсанство у своего старшего брата я вскоре же сделался грозой.для населения. Память об его проделках сохранилась до сего времени. Особенно плохо приходилось от него алтайцам 1-й алтайской дючинц, проживающих в черни, в Южской волости, где зайсаном был Чеберек. Рассказывают про одну особенность Че- берека, отличавшую его от других зайса- нов. Чеберек одевался как трудящийся кр|естьянин-алтаец черневой полосы и лю- бил ездить по аилам совершенно один и инкогнито. Узнав о такой поездке, тубала- ры обвгчно говорили: «зайсан промышлять поехал». Это выражение имело определен- ный смысл. Пример' Л ж е т пояснить смысл и результат такой поездки. Как-то раз Че- берек, одетый в простое платье, проезжал в сумерки по одному аилу и услышал гром- кие разговоры в крайней юрте. Он остано- вил коня и зашел в юрту. В переднем углу сидели два приятеля-охотника и пили ара- ку. Жена хозяина выкуривала вино. Чебе- рек, зайдя в юрту, сказал обычное привет- ствие и прйсел у двери, где обычно садят- ся только бедняки или работники. Захме- левшие приятели, заметив вошедшего чело- века, стали его спрашивать, кто . он такой, куда едет и по какому делу. Чеберек отве- чал весьма неохотно и ' уклончиво. На это хозяин юрты заметил: «Почему не расска- зываешь о себе, куда едешь, чем занима- ешься, ты должно быть нехороший человек, мошенник, оттого и молчишь». Чеберек достал из кармана зайсанскую печать, подошел поближе к сидящим охот- никам и, протягивая им печать, сказал: «Я яДомышленник, вот мое ружье, маленькое, а стреляет хорошо. Когда захочу, им уои-* ваю лошадей, коров, даже деньги стреляю». Затуманенное винными парами сознание ме- шало охотникам сообразить, с кем они име- 43 Отчет Алт. Дух. Мисси» за 1896 г.,. стр. 18-21. ют дело, и они в ответ на слова Чеберека громко рассмеялись, и один из них, взяв печать в руки, уверенно заявил: «это не ружье, а печать, но только фальшивая». Второй товарищ, также взяв печать и по- вертев ее в руках, даже заметил, «что из этой печати вышел бы недурный черешок для шила». На это Чеберек ответил: «Мо- жет быть и в самом деле печать эта фаль- шивая, я хорошо не знаю, таку^о мне рус- ские чиновники дали, хорошо, что вы надо- умили меня, ну так и оставьте ее себе». Сказав это, Чеберек вышел из юрты и уе- хал ночевать в ближайший аил. На следую- щее утро хозяйка юрты рассказала протре- звившимся приятелям о посещении их и разговоре с неизвестным человеком, у ко- торого они взяли какую-то печать. Тогда охотники поняли, кто/это был и, взявши по лучшему коню для умилостивления зай- сана, тотчас же отправились догонять «ос- корбленного» зайсана. Поиздевавшись нес- колько часов над «провинившимися», Че- берек милостиво принял в подарок пару прекрасных лошадей и сказал: «а вчера вы мне не верили, что печать —- мое ружье — лошадей стреляет». Кроме таких «промысловых развлечений», Чеберек известен был жестокостью к -сво- им подчиненным. Одного промышленника он запорол досмерти в тайге во время оре- хового промысла, придравшись к тому,' что он непочтительно отозвался об его персо- не. Даже своему помощнику, демичи Лепет, обвинив его в скупости, он надел на шею вынутый из кипящего котла круг колбасы из конской крови. Нет необходимости увеличивать подобные примеры, ибо -социальная фигура зайсана обрисована довольно четко уже привлечен- ными материалам;?. Из краткой характеристики условий, спо- собов и приёмов эксплоататорской деятель- ности зайсанов совершенно ясно вытекает, насколько выгодна и доходна была долж- ность зайсана и демичи. Неудивительно по- этому, что после 1880 г., когда ру-оской Ела-стью была отменена наследственность и пожизненное управление зайсанов и введе- на выборность зайсана и демичи сроком на три года, -среди 1 ' феодальной, а впослед- ствии и буржуазной верхушки алтайцев разгорается борьба за получение зайсаи- ской должности. Старики Тубалары из Успенского аймака рассказывали мне, что в Комляжской чер- новой волости зайсанство перешло от katu jrus k o n d o s k k e b y r c i путем ожесточен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2