Сибирские огни, 1933, № 9-10

кет... Все окружающие относились к нему раболепно» 39 . Здесь нужно сделать все же поправку относительно eci. Снимали зайсана с лошади и вели под руки koltbkcb, а не „kedeci". Название „koltbkcb" происходит от слова „koltbk" — подмышка, приставка «сь» — означает профессию. Так как эти слуги водили зайсана под руки, т. е. дер- жали его подмышки, то отсюда они и по- лучили название „koltbkc", Анохин безусловно прав, указывая на ра- болепное отношение к зайсанам. Зайсаны требовали к себе именно такого отноше- ния со стороны подчиненных им алтайцев. Зайсану целовали руку 40 . При изложении просьбы становились перед зайсаном на ле- вое ' колено (на правое колено становиться неудобно, так как за правое голенище кла- дется трубка и кисет), подавали закурен- ную трубку и потом излагали просьбу. Ту- балары обращались, к зайсану с термином Vjukcrb t.iga" Радлов, описывая свою встречу с двоеданческим зайсаном Мэнгдаем, также отмечает почет, который оказывали ему подданные: «Под вечер сюда приехала кавалькада двоеданцев. Это был зайсан Мангдай со 'своей свитой... Зайсан молодой человек лет 20, очень богато одетый... При- сутствующие двоеданцы оказывали' зайсану большой -почет; каждый раз, когда ему протягивали трубку, скрещивали руки на груди и сгибали колено» 41 ,* В другом месте Радлов пишет,' что кооичка зайсана (как и все некрещеные алтайцы, зайсаны носили на темени небольшую косичку) считалась почти священной. «Косичка зайсана так неп- рикосновенна, — пишет он, —- что . тот, кто стрижет голову зайсана, не смеет до нее дотронуться» 42 . Большой интерес, с точки зрения выявле- ния зайсаисюого могущества и внешнего по- чета среди своих подданных, пред- ставляет описание поздравления зайса- на Манжи, вернувшегося из Моск- вы, куда он ездил на дни корона- ции в качестве лица, возглавлявшего депу- тацию от алтайцев. Описание сделано мис- сионерами, которые утверждают, что цель депутации состояла в том, чтобы добиться, если не совершенного выдворения из Ал- тая русских, то, по крайней мере, запреще- 30 Анохин, рукопись № 55, стр. 36-37. 40 См. Отчет алт. дух. миссии за 1888 г. стр. 22. 41 Brief e ' aus dem Altai, S. 644. 42 Bemerkungen eines nornadiscli'er Altaiers. Archiv... Bd 18, S. 553. ния им вновь селиться здесь, укрепления', за зайсанами права выдачи билетов на про- мыслы: ореховый, звериный и рыбный, г:; бесконтрольного распоряжения суммами, этим путем приобретаемыми. «Манжи вер- нулся, окруженным* ореолом славы, как. удостоившийся приема государя». «Достой- на описания картина поздравления демича- ми зайсана с благополучным возвращением его из Москвы. Вот едет торжественно к. стойбищу зайсана целая шеренга демйчей. и других почетных людер (якшиларов), на 1 лучших конях, в пестрых костюмах, с неиз- бежными гостинцами, полными ташаурамн вина. В 50 саженях от аила едущие останав- ливаются на совет: не лучше ли наперед послать одного с предуведомлением. Пос- ланец возвращается с известием, . что зай- сан готов принять гостей: с радостными лицами следует кавалькада далее. Вот уже близко аил, всего 25 сажен, но туг новая остановка в виде отворившейся двери аила, из которой высовывается голова любопыт- ного .зайсана. Тут при открытой двери аи- ла — новые сцены: всадники, спешившись и став почтительно на колени, поднимают свои ташауры над головой, потом, ставя их перед собой, поднимают руки ко лбу, затем слышатся радостные восклицания: «достопочтимейший наш зайсан, родетель- наш, удостой нас видеть твои светлые очк, слышать твои мудрые, сладкие речи, при- нять от нас' это приношение» (разумеются ташауры). Посетители благосклонно приня- ты зайсаном. Пошла мена закуренных тру- бок, заходили по рукам винные чарки, а из уст пьяного, не столь' вином, сколько гордостью, зайсана полились медовые ре- чи о том, что он сделал в первопрестоль- ной столице, речи, перед которыми все бывшие в аиле превратились в слух. Рас- сказывал зайсан о том, как на коронация присутствовали представители разных на- родностей и религий и все были приняты с одинаковым почетом, рассказывал, что с таким же почетом был принят и сам он и даже удостоился личной беседы с госуда- рем императором, перед которым осмелил- ся ходатайствовать за свой народ, чтобы ему беспрепятственно позволено было жить по старой вере и чтобы сохранены были права и привилегии, дйнные ему еще импе- ратрицей Екатериной Ц. Государь, по рас- сказам зайсана, дал будто бы милостивое обещание удовлетворить его ходатайство и в удостоверение выдал ему особый указ и. дал подарок. «Вот этот указ», прибавил зайсан и указал гос.тям отпечатанное на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2