Сибирские огни, 1933, № 9-10
существу, такой же натуральный сбор, ка- кой уплачивал при выходе девушки замуж, скажем, своему феодалу абхазский крестья- нин 30 . Подобные факты известны и у кир- гиз. Манап Рыскулбек брал сбор за свадь- бу 3 1 . Очевидно, этот вид натурального сбо- ра, свидетельствующий о личной зависимо- сти подчиненных зайсану или манапу, был распространен у феодалов кочевников, фе- одалов скотоводов. О значении « kooioj» как сбора говорит и само слово. «Коо» — значит взыскивать 32 . Слово «toj» —• свадьба, пир. Кроме того, население обязано было да- вать зайсану своего рода натуральный об- рок. В качестве приношений, несли вино на праздник, баранов, пушнину, доставляли се- но. Зайсан Семен Юлуков кормил свой скот сеном, собранным с подданных, и т. д. Этим эксплоататорская деятельность зай- санов далеко не исчерпывалась. Зайсаны ве- ли свое хозяйство чужим трудом. Еще из описания д-ра Бунге узнаем, что зайсан Монгол имел посевы ячменя, обрабытывае- мые трудом своих поданных — бедняков 30 . Более ранние известия—архивные докумен- ты, относящиеся к 1758 г., изданные Г. Н. Потаниным, свидетельствуют о том, что «у зайсанов и других калмыков (алтайце^, пе- решедших в русское подданство. Л. П.) по- казано по нескольку холопей, так у семей- ства Омбы было 8 холопей» 34 . Зайсан Бу- рут, сватая дочь у зайсана Кутука, в числе калыма дал одну маленькую девочку 35 . Не- сомненно, алтайские зайсаны, распоряжаясь своими подданными, как крепостными, еще держали рабов, добытых в военных экспе- дициях, которых они, при случае, продава- ли 36 . Более поздние литературные источники ничего не говорят специально о зайсанских работниках, хотя отрывочные упоминания о зайсанской «прислуге» изредка встречаются 30 А. В. Фадеев. К вопросу о феодализме в Абхазии. Сухум. 1931 г. 3 1 П. Погорельский и Батраков. Экономи- ка кочевого аула Киргиэстана. Москва. 1930 г. 32 Вербицкий. Словарь алтайского наречья, стр. 142. 33 У к. соч.,стр. 103. 3 1 Материалы по истории Сибири, стр. 93. Чтения... 1866 г. кн. 4-я. 35 Ук. соч. стр. 105. 36 См. у Потанина «О караванной торгов- ле с Джунгарской Бухарией». Чтения..: ! 868, кн. 2-я, стр. 56-61. и в этих ксточниках 3т . Только у Швецова есть одна фраза несколько в более уточ- ненном виде. Он пишет: «по древнему ооы- чаю, дючина дает ему (зайсану. Л. П.), каж- дый раз по особому приговору, одного или двух работников — ярчи 3 s . В качестве при- мера, Швецов приводит приговор 7-й алтай- - ской дючины, где говорится: «в 1896 г. родо- вому старосте Манджи Кульджииу, по родо- вым нашим обычаям, было дано два работ- ника — «ярчда. Расспросы стариков дают возможность пополнить сведения об ярчи одним моментом, именно, ярчи выделялись для обслуживания хозяйства зайсана и де- мичи, арманами, по очереди. Кроме того, расспроеным же путем мне уда. :ь устано- вить, какую «прислугу» имел заксан. У ал- тайских зайсанов были особые слуги, назы- ваемые «кодечи» („kodeci") Они всегда и всюду сопровождали зайсана. Они привязы- вали и отвязывали его коня, косили за ним ташауры (кожаные бутыли) с аракой, без которой зайсан шагу не делал, служи-» ли ему на посылках. „Kodeci" жили на зайсанских харчах, ездили на хозяйских лошадях, носили одежду с плеч господина. За службу они получали мелкие подарки. Их семьи также жили при зайсанеком аиле и обслуживали своим трудом зайсанское хозяйство. Помимо „kadeci" у зайсанов еще были «колтыкчи» (коНьксь). «В их обя- занность входило садить и снимать с лоши- ди зайсана, при ходьбе поддерживать его под руки, прикуривать ему трубку и т. п. Koltbkcb тоже жили при зайсане с семья- ми и на том же положении, что и kedeci. О зайсанской прислуге я нашел несколь- ко строк у А. В. Анохина: «Алтайские зай- саны любили помпу: так, когда зайсан ез- дил яо Алтаю, его сопровождала большая свита, человек 15-20. При передвижении зайсана верхом никто не имел права ехагь впереди его', а все ехали или рядом или по- зади. /При остановке одни брали у него ло- шадь под уздцы, а другие снимали его с седла под руки (это делала особая прислу- га — „kegori"), а также садили на лошадь. В домашней обстановке зайсан имел обя- зательно прислугу «юргечи» (jypgacb). Са- модовольный, он только отдавал приказа- ния, вел деловые разговоры с приезжавши- ми к нему посетителями. В доме зайсана всего можно встретить образцовый эти- 37 Напр., у Бунге, Радлова, Калачеваидр. 3 s Швецов, стр. 238. „ j am." — букв, дро- восек, от слова — jar — колоть, щепать. Вербицкий. Словарь, стр. 78.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2