Сибирские огни, 1933, № 9-10

сил за него ясак деньгами и впоследствии получал долг ( а1ьт ) в натуральной фор- ме: йсотои, пушниной, орехом.и т. п. Кро- ме того, должник выкуривал «благодетелю» вино. Следующей наиболее прибыльной статьей дохода зайсана являлись взятки и подарки от суда, доходы от выдачи билетов в тай- гу на право промысла (зверового или сбора кедрового ореха) русским крестьянам и до 4 ходы от выдачи «приемных приговоров» русским колонистам на право поселения сре- ди алтайских стойбищ. До 1896 г. промысловые угодья, преиму- щественно обширные кедровники, находи- лись в ведении алтайских зайсанов, которые вскоре после появления в Алтае рурских до- • бились от местной губернской власти приз- нания исключительного права пользования промысловыми угодьями за алтайцами. На этом основании с русских промышленников и вообще промышленников не алтайцев зай- саны стали взыскивать за право -производст- ва промысла денежные, а иногда и нату- ральные сборы. Старики тубалары рассказы- вали мне, что эти сборы зайсаны присваива- ли себе, так как контроль над ними не про- изводился, хотя деньги' должны были по- ступать в волость или' дючину. Первона- чально вместо билета на право промысла зайсан выдавал «cwtua-gaj — палочку с за- рубками по числу артельщиков — одну па- лочку на артель промышленников. Во время промысла Cbrtu aga? хранилась у старшего артельщика и, в случае надобности, пред'яв- лялась как билет. Позднее cbrtu aga? за- менили «pe l e 1 : » (билет), квадратный кусок бересты, на котором зайсан ставил свою печать. Наконец, берестяной билет был за- менен отрывной квитанционной книжкой. В то время, когда вместо билета служила cbrtu aga§, промышленники платили зай- сану «чем попало», именно, пушниной, мя- сом, сухарями и т. д. Когда русское прави- тельство выдало зайсанам'отрывные квитан- ции книжки, тогда зайсаны стали присваи- вать себе деньги иным способом. Полага- лось выдавать билет каждом? промышлен- нику, взыскав , за него 2 рубля. Промышля- ют зверя или бьют брех в Алтае всегда ар- телями, так как отсталая техника промысла н суровые условия тайли, полной опасно- стей, требуют здесь коллективного труда. Когда промышленники обращались к зайса- ну за билетом, он выдавал на каждую ар- тель один билет стоимостью 2 рубля, а день- ги получал с каждого члена артели. Таким образом артель из 5 человек, уплатив зайса- ну 10 рублей, получала один билет, стоивший 2 рубля. Остальные 8 рублей шли в пользу зайсана. Введение квитанционных книжек не уничтожило злоупотреблений зайсанов, а Изменило лишь их форму. Наживались зайсаны и от сдачи «общест- венной» земли в аренду русским пере- селенцам. На основании статьи 32-й закона Сперанского, алтайские зайсаны сдавали зем- ли алтайцев русским крестьянам на правах аренды. По закону полагалось выдавать разрешение на аренду в форме «приемных приговоров», выдаваемых «инородческими обществами» за особую плату, которая должна была поступать в фонд обществен- ных расходов. На деле же эти деньги при- сваивали зайсаны. Обычно переселенец «ставил» зайсану и «лучшим людям» угоще- ние вином я давал зайсану взятку. После этого зайсан добивался от своих подчинен- ных «добровольного» приемного приговора. Новый поселенец самовольно увеличивал площадь арендуемой земли, начинал теснить алтайцев и нередко прекращал дал-;е взнос арендной платы. Русское начальство закреп- ляло эту землю за поселенцем на том ос- новании, что у алтайцев эта земля «лишняя». •Как велико было «разбазаривание» земли зайсанами, показывает цифра 1908 г., когда специальное статистическое обследование установило в отношении русских крестьян- арендаторов, что 61,8 проц. земли было арендовано русскими крестьянами у зайса- нов 1 и 38.2 проц. у Кабинета 29 . Разумеется при этом, что большинство русских поселен- цев вообще же арендовало землю ни у зай- санов, ни у Кабинета, захватывая ее само- вольно. Мне не известно ни одного указания ни из" литературных источников, ни из расска- зов стариков, ни из эпоса алтайцев о взима- ний зайсанами каких - либо з е м е л ь н ы х налогов или поборов с соплеменников. Од- нако, натуральные поборы алтайцы зайсану все же платили. Во 2-ом Чуйском зайсанст- ве каждый род, входящий в состав данно- го зайсанства, обязан был ежегодно прино- сить первого убитого кем-либо из членов рода зверя зайсану Юлукову. Зайсан и де- мичи получал в свою пользу за каждую вы- даваемую замуж девушку из подвластного ему рода с жениха « koo t o i ». натурой или в сумме трех рублей, если жених был кре- щеный, или в сумме 6 рублей, если жених не был крещеным; кроме того, получал со стороны жениха угощение вином. Это, по ~ , 29 Экономические таблицы по обследова- нию Г. Алтая летом 1908 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2