Сибирские огни, 1933, № 9-10

ти и устроил из своих стрелков засаду в узком, трудно проходимом ущелье. В ре- зультате половина наступающего отряда была перебита, вторая часть отступила. Не- которое время спустя, осенью, когда муж- ское население обычно находится на про- мысле белки, враги Евтиекова снова напали на Карагем, разорили живущих там алтай- цев, угнали скот, но Савва от этого не пост- радал, так как до его аилов они не дошли, нострадали лишь его подданные. Вое же с адреходом в русское подданство и особенно с колонизацией Алтая вооружен- ные набеги, как источник доходов, в боль- шинстве случаев исчезают, и'эксплоататорс- кая деятельность зайсанов и демичи утонча- ется. Официально зайсан получал жалованье из своей волости или дючины в сумме 25 р. ^ год. Главный же доход его составляли сбор ясака или подати ц доход от судопро- изводства в виде взяток (karbu) и «подар- ков» (sbj). Несомненно,- наибольший доход зайсана был от сбора податей. По закону подать „kalan" должны были платить мужчины от 18 до 50 лет. Зайсаны же облагали податью все мужское население от 16 до 6(У лет и этот „Sclbik" (прибавок) шел в пользу зайса- на, составляя один из наиболее прибыльных источников его обогащения. Далее, по сло- вам старика Осипа Одукова, живущего в уроч. Салганду, Успенского аймака, зайсаны з списках подданных своего зайсаиства по- казывали неверные сведения о возрасте муж- ского населения и на этом основании утаи- вали значительную часть плательщиков по- дати от русской администрации, а с утаен- ных лиц подать все нее собирали и присва- ивали себе. .С переходом от натурального ясака к денежному, подати большинство ал- тайцев продолжало вносить зайсану шкур- ками зверей. Зайсаны реализовали шкур- ки в Бийсхе на рынке, а в казначейст- во вносили деньгами сумму, требуемую ок- ладом. Это создало условия для новых спо- собов обогащения зайсанов и демичи, ко- торые теперь выступили в качестве посред- ников по ежегодному сбыту пушнины на рынок. На этих посреднических операциях зайсаны наживали большие суммы. Принимая пушнину в счет уплаты податей, по казен- ной цене и дешевле, зайсаны продавали эту пушнину по рыночной цене, а разницу кла- ли cede в карман. Или, как сообщает Шве- цов, «меняют хорошую пушнину на худую, которую казначейство вовсе отказывается принять, они же продают ее и вносят день- гами, почему образуется недоимка; то так произведет сдачу, что приходится делать вновь сборы т. д.» 27 . Взнос податей или ясака пушниной был- явно невыгоден для производителя., потому что таким образом весьма обесценивалась добытая им продукция. Но это было очень выгодно для зайсанов. Поэтому зайсаны не- устанно , внушали алтайцам, что взнос ясака деньгами превратит их «в русских крестьян», после чего русское правительство заставит алтайцев креститься и будет брать на вой- ну. Миссионер Вербицкий отмечает невыгод- ность для рядового производителя уплаты ясака пушниной на примере шорцев. Он пи- шет: «Взнос ясака пушным зверем, вм-есто де- нег, очень не выгоден для инородческих «ролостей, так как Е-ОЛОСТЬ сама покупает со- болей несравненно по высшей цене, нежели за какую они принимаются в казйачействе. Почему , же они не прекратят взнос пушни- ны, когда и полицейское начальство и мы постоянно внушаем им, что этот взнос не обязателен, его можно заменить и деньга- ми. Это, вероятно, потому, что башлыкам -и, сильным людям выгоднее сбывать своих соболей и я-сак за самую высокую цену, ко- торую они слупят с волости. Да и вообще я-сак собирается вовсе не по ассигновке по- лицейского управления, всегда предшеству- ющей, как и выше было -сказано, -сбору яса- ка, а гораздо выше, если не вдвое, ибо к ясаку же причитается: угощение всей во- лости и посторонних гостей в обильном ко- личестве вином, мясом конским и коровьим, поездка целой ватаги с ясаком, с платою каждому за себя и за лошадь, на содержа- ние ясачкиков в дороге и городе, которые, конечно, не довольствуются уже, как дома, толканом, а на волостной счет кушают мясо ' й попивают вино сколько душе угодно» 28 . Вербицкий справедливо указывает, что яса- ку сбиралось гораздо более, чем предусм - .- ривалось окладными листами. При незначительном денежном обращении в Алта-е трудящемуся-алтайцу достать денег для уплаты подати -было трудно, 'и он пла- тил ее зайсану или натурой или же обра- щался к зайсану или демичи с прось- бой «выручить» его. В таких случаях зайсан или демичи, если считал про- сителя благонадежным ( bydymcyly) вно- 27 Шзецов,_ т. I, стр. 247. 23 Записки миссионера Кузнецкого отд. алт. дух. миссии свящ. В. В. Вербицкого за 1874 г. Том. губ. вед: 1875, № 25.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2