Сибирские огни, 1933, № 9-10

один из близких родственнков совместно с реживания, например, в организации админи- демичи. Почти то же можно оказать о до- стративной единицы — зайсанства, по родо- стоинстве демичи и шуленпи» 8 . То же самое вому, а не по территориальному принципу. 1 ' засвидетельствовано и Вербицким и др. а»- Однако, это не дает основания говорить о торами, посетившими Алтай 9 . В случае без- родовом строе, если вкладывать в это по- летности зайсана /о|н мог передать свою нятие научное содержание. Не может гово- власть и приемному сыну. Это подтвержда- рить о родовом строе и то обстоятельство, ется преданием о зайсане Эрельдее, кото- что зайсаны выбирались из определенных рый получил зайсанство именно таким пу- родов. Если внимательно проштудировать тем» 10 . 1 старую этнографическую литературу об Относительно утверждения зайсана в его алтайцах, молено встретить такие указания: звании можно заметить, что русское прави- зайсаны вообще выбираются из богатых тельство стало утверждать алтайских зайса- родов». 1 2 Луцейко пишет: «Вторая волость нов только после перехода алтайцев в рус- (управление в Курае) состоит из родов Ак- ское подданство. До этого процедура ут- Кобок, Саал, Кыпчак и т. д... во главе не; верждения проделывалаеь китайской адми- праву должен стоять Ак-Кобок, но в послед- нистрацией... Утверждение зайсана народом нее время, когда звание зайсанов стало вы- на выборном собрании происходило вплоть борным, а не наследственным, по настоянию до землеустроительной реформы в Алтае одного из алтайских заседателей назначен ( 1 9 1 1 - 13 гг.), когда был уничтожен инсти- зайсаном «Саал». Это еще первый случай-аз- тут зайсанов и заменен обычными волостны- бракия зайсана не и з а р и с т о к р а т и ч е- ми управлениями русского типа. По сущест- с к о г о р о д а » 1 3 (подчеркнуто мной. Л. П.). ву зайсана утверждал не народ, азажиточ- Стало быть зайсаны избирались из богатых, ная верхушка алтайцев, представлявшая «на- аристократических родов. С этим созвучно- род». Это продробнее будет показано дало-. указание А. В. Анохина, что даже сборщики ше. податей при зайсане «алмачи и шуленги вы- Теперь рассмотрим вопрос, кем и как уп- бирались из хорошего рода». 14 С. П. Шве- равлял зайсан. Весьма характерным в этом цов, подтверждая, что зайсаны выбирались, отношении является то, что зайсан управлял только «из определенных сесков» 1 5 (родов), не определенной населенной территорией, а улавливает новый, чрезвычайно существен- определенной группой родов, члены кото- ный момент, упущенный предыдущими не- рых жили разбросанно по всей территории следователями. Он пишет: «зайсан избирался Алтая. Независимо от местопребывания, ал- пожизненно..., по возможности из одной и таец, приписанный- к определенному зайсан- той же семьи». И обычное право алтайцев ству • (дючине), подчинялся только -своему закрепило эту привилегию отдельных семей зайсану, которому платил ясык, обращался в роде быть зайсанами, обычаем наеледег- по судебным делам и т. д. - Очевидно, это неиности зайсанокого звания, обычаем, коти- обстоятельство особенно дало повод всем рым в первую очередь имел право воеполь- исследователям говорить о родовом строе у ' зоваться сын зайсана и затем его ближай- алтайцев и судить об общественном строе ший родственник. Стало быть, о фактичес- алтайцев не по способу производства, а но ком равенстве родов и говорить не прихо- форме административной организации. Зай- дится. Также нельзя сказать и о равенс тв -сана при этом отожествляли с родовым семей внутри рода. Принцип родовой де- старшиной, и официально зайсан именовал- ся по-русски «родовой староста». На д е л е . и в условиях кочевого скотоводческого- же зайсаны ничего общего с родовыми х о ' я й с т в а > п р и р е д К 0 1 С ТИ и разбросанности старейшинами не имела Это были типичные н а с е л е н и Я ( р о д о в а я ф о р м а ' д л я политическо- эксплоататоры-феодалы, как мы это увидим г 0> административного объединений была иа- в конце настоящей главы. В организацион- и более удобной. ной структуре зайсавств несомненно были ' 1 2 ^ К а л а ч е В / ' Поездка к тея-енпитам на элементы родового строя, сохранившиеся в Алтай, стр. 485.' качестве необходимого в тех условиях пе- 1 3 л ' у ц е н к 0 . Поездка к алтайским теленги- " s A x h l v ~ f i f f " wissent. Kunde von Russland, т а , м ' C T p ' 1 6 B. 2 i , S. 188. Анохин. Архив, Рукоп. 55, стр. оЗ. 0 Алтайцы. Том. губ. вед. 18G4, № 3 1 , 1 5 Швецов, т. 1, стр, 235. Выше мы виделл,. Д. С. Алтай и его обитатели. Моск. вестник. .-, что представляли собой эти ч «определен- 1860, № 23 и 24; Швецов-, стр. 235. М ные» сеоки, т. е. это были аристократичес- 1 0 Сказание записано А. В. Анохиным. ч ^ кие, богатые роды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2