Сибирские огни, 1933, № 9-10

Зайсаны, бам м крестьянство у ойротов до Октября Л. ПОТАПОВ Прежде чем дать характеристику зайса- „ нов, как представителей класса феодалов, яосмотрим, какие сведения о зайсанах име- ются в научной литературе об алтайцах. •Нужно только предупредить читателя, что сведения эти чрезвычайно скудны и разбро- саны в работах немногих авторов в виде отрывочных, скупых замечаний. Например, у Котта сказано: «они (т. е. алтайцы. Л. П.) живут в ордах, управляемые природными начальниками („Saisans* ) . i Посетивший Алтай в 1826 г. доктор Бунге описывает вкратце одежду, жилище и богатство алтайских зайг санов, с которыми -он лично встречался, но такие замечания о зайсанах у него встре- чаются сравнительно редко. Также мало сказано об алтайских зайсанах и у Радло- ва. Все же представляется возможным ис- пользовать и эти ' краткие замечания. Что же такое зайсан по определению старых путешествеников и исследователей? Гель- мер сен пишет: «Зайсан есть слово монголь- ское и значит д в о р я н и н . Телеуты выгова- ривают его яйзанг. Зайсан у лих есть гла- ва какой-нибудь их части или неизвестного племени, выбранный русским правительст- вом» (подчеркнуто мной. Л. П.) 2 . Гельмер- сен не прав лишь в том отношении, что русское правительство, особенно в то время, когда Гельмерсен» путешествовал по Алтаю, выбирало зайсанов. В действительности же русское правительство лишь утверждало из- бранного самими алтайцами зайсана в этом ввании, подобно тому, как у алтайцев-двое- данцев зайсаны утверждались китайским правительством и получали от него жало- . 1ванье серебряными ямбами, т. е. китайски- ми серебряными монетами. 3 В деревнях монгольских и калмыцких уло- жениях термин зайоан означает «второе при- вилегированное сословие «белой кости», т. е. дворянство 4 . На принадлежность к дворянст- ву алтайских зайсанов указывает и В. Рад- лов, который пишет: «Семьи зайсанов и де- мичи образуют старое княжеское и родовое ' дворянство. Это достоинство наследственно и до сего времени» 5 . О принадлежности зай- санов к -«знатным людям» видно и из рус- ских официальных документов XVIII века 8 . Как в феодальной Монголии зайсаны разде- лялись на знатных или старейших и чинов- ных 7 , так и алтайцы различали «укту-зай- сан» и «ик йок зайсан». Зайсанско% звание и власть были наслед- ственными., В. Радлов в Briefe aus dem Al t ai пишет: «Зайсанское звание наследственно н сын зайсана имеет первейшее право насле- дования, однако признание его в этом зва- нии зависит от русского правительства и на- рода, Если он признан непригодным, то йожет быть избранным его ближайший род-" ственник или демичи. При несовершенноле- тии сына управление принимает мать или 1 Der Altai. Seln geoiogischer Bail unrl sei- ne Erzlager Statten. Leipzig 1471, Th, 5, S. 313. 2 Гельмерсен. Телецкое озеро и телеуты Вое!очи. Алтая. Горный журнал. 1840 г., I, стр. 251 . 3 D-r A. Bunge. Raise im ostllchen Thei! des Altai GeBirges im Sornmer de;s Jahres 1826. См. у Ledeeour'a. Reise durch das AUai Genirge und die Soongarische Kirgisen Steppe. Berlin 1830, S. 99. 4 См. Ф. И" Леонтович.» Древне - монголо- калмыцкий или ойратский устав взыскании, стр. 157. 5 Aus S i B i r i en, s. 251. 6 См., например, Инструкцию полковника Павлуцкого к вахмистру Соболеву к др. В материалах для Истории Сибири. Чтения... 1866, кн. 4-я, стр. 75-77. т См. Леонтович, стр. 157.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2