Сибирские огни, 1933, № 9-10
ской силой •— самое верное дело, и вовсе те собирались подарить пронырливому им- портеру такую доходную монополию. Они решили выдать за приличную сумму двад- цати рикшам двадцать патентов. Мосье Мэнар мог бы очень радоваться возможности получить один из этих патен- тов, если б, — да если б! — у него было достаточно денег, чтоб заказать эпг двадцать экипажей. Столько'денег у него не было, и ему пришлось удовлетвориться двенадцатью. Это оказалось не по вкусу общим муници- палитетам, они хотели, чтоб Каждый патент использовался двадцатикратно в интересах их фиска 3 31 марта 1875 г. у него отобрали патент, ' у него, пионера рикши, которые еще и по сей день, в век такси, частных ав- томобилей, автобусов, мотоциклов я трам- ваев, приносят ежегодно французской коло- ш и 267966 таэлей, международному сет- тльменту — 337030 таэлей! Больше чем Мэкару, повезло одному его вемляку в Пекине. Он заработал гигантское состояние на идее надеть на колеса люд- ского экипажа' шины из французской рези- ны, — и это было лишь несколько процен- тов от заработка фабриканта шин. У иных предпринимателей по нескольку сот рикш на ходу, каждый приносит в день 1 доллар 70, экипал< не требует сарая и конь не требует ни овса, ни стойла и ни даже кузнеца. Кули босиком бега^от по улицам вдоль и поперек, вперед и назад, туда и сюда, шагом и рысью, ночыо и днем, совсем молодые и совсем старые, такие, что ступа- ют всей ступней, такие что ставят только пальцы ног, и такие, у которых туберкулез совсем не заметен. Еще ни один миссионер не изобрел таксометричесюих часов, чтоб, можно было надеть человеку на легкие и сердце. Предприниматель покупает всю) рабочую силу кули, платит — кули предпринимателю. Ищущий работы и работающий ^ули вруча- ет ежедневно своему «работодателю» во- семьдесят пять центов за то, что тот ссужа- ет его обоими колесами. Только на четыр- надцать часов, ' о т трех часов дня до пяти часов утра. За время с пяти часов утра до трех часов дня платит владельцу другой рик- ша, тоже восемьдесят пять центов, но зато он имеет право на 'другой день бегать на четыре часа больше. У многих экипажей только один-бегун — его рабочее"время в таком случае не ограничено. В Шанхае 24378 кули впряжено в публич- 3 Налоговая касса. ные рикши, и число членов семейств, кото- рые они содержат, превосходит 100000. Средний доход рикши равняется двенадца- ти мексиканским долларам в месяц; средняя длительность жизни в этом ремесле — пять с половиной лет. Затем рикша умирает. • Двенадцать марок за то, что он тридцать раз в месяц, в будни и в воскресенье, от раннего дня утренней зари, день за днем, в порт' из порта, из Наньтао в Чапей, и Сак- кавея на Бродвей, вдоль и поперек, туда и сюда, вперед и назад, шагом и рысью, Пру- жиня и тормозя, делает в среднем сто трид- цать метров в минуту, до десяти километров в час. Этот бег уничтожает легкие, они должны служить еще и рожком; нО автомо- били не признают этого сигнала. Почти еже- дневно автомобили наезжают на рикш и при каждом столкновении шофер вылезает и избивает кули. Переутомление, болезни сердца и легких, опасность и дурное обра- щение — вот удел кули. Пять с половиной лет. Затем рикша умирает. Плату за проезд поднять Он не может, по- этому он должен ногами отвоевать клиента у трамвая и омнибуса, быть дешевле обоих. Просто перевернуть вагоны трамвая, как поступили рикши в большую ноябрьскую забастовку 1929 г. в Пекине, — не дело, за это двадцать кули были обезглавлены. Они умерли с потрясающим наивным призы- вом: «Долой капитализм, долой трамвай, да здравствует единство!». Двадцать медяков (шесть пфеннигов) 4 платит клиент-китаец за очень длинный ко- нец, за которой кули требует тридцать; идет торговля, во время которой предложе- ние на колесах бежит за идущим пешком спросом, наконец, кули вы- нужден уступить, потому что на каждом шагу, везде и повсюду, под- жидает конкуренция. Европеец-клиент луч- ше, он дает десять, двадцать центов 5 . Теперь когда квартиры китайцев валятся в дым и развалины иод гром японских карательных орудий, дела с европейцами идут' оживлен- но: явились иноземные державы, чтоб не прозевать своего при возможной дележке Китая, и их матросБ1 и экспедиционные сол- даты ездят из баров к баракам в Гавани. Они чувствуют себя в человечьих дрожках точ- но в рольс-ройсе, требуют включить высшую скорость, хотя надорванный мотор к вечеру уже совсем без газа, и они панибратски при- ветливо подмигивают русским эмигрантским 4 Меньше трех копеек. 6 Около 10-20 коп. (шанхайский, мексикан- ский» доллар около рубля).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2