Сибирские огни, 1933, № 9-10

носят его к низким завалочным окнам я сливают его, как молоко, в горло печи. Пос- ле чугуна печь загружается твердой шихтой скрапом, камнями и доломитом. Загрузку производит вторая в Союзе за- валочная машина системы Моргана. Она, как рукой, хватает подведенную к печи мульду с шихтой, вдвигает в печь, там опрокидыва- ет и пустую ставит обратно. Сталь варится десять-двенадцать часов. Озабоченные сталевары то-и-дело загляды- вают через синие стекла в небольшой гла- зок печи. Пляшущее море огня белого цве- та показывает, как идет процесс. Железные заслонки у мартеновских печей обладают чудесным свойством." Везде на всех мартеновских печах Союза сталевары обжигают свои щеки и носы при заглядывании в глазок о раскаленные до- красна заслонки. Обычно они быстро про- гарают и из'едаютея огнем. А здесь к ним можно подойти вплотную., приложить ладонь к чуть теплому железу. Это благодаря фу- теровке и системе водяного охлаждения, проведенной внутри. Завалочные окна открываются и закрыва- ются одним человеком при помощи электро- рычагов. Он же в то же время перекидыва- ет клапаны и регулирует потоки газа и воз- духа. Готовая сталь, как и чугун, выпускается через летку и стекает в ковш. Затем двух- сотдвадцатитонный • электрокран бережно берет ковш за ушные кольца и несет его по разливочному пролету к изложницам, серым четырехгранным формам, выстроенным в очередь на рельсах. Здесь новым торжеством техники является отсутствие разливочной канавы, этого места постоянных проклятий и жуткого беспоряд- ка, грязи и мусора. Разливочный пролет весь из стекла и же- леза, весь вытканный из стропильных форм и балок. Разливочная и спасательная площад- ка имеет забетонированные переходы и множество железных лестниц. Простор, свет я совершенная механизация разливки. Наполненные изложницы паровоз увозит к следующему за мартеном зданию стриппе- ра. Здесь стрипперный кран сверху подбира- ется к изложницам, обхватывает форму я стаскивает ее как платье. Обнажается крас- ное пышущее тело болванки. Тот же паро- воз отвозит раздетые и остывшие стальные слитки на прокатный цех. Сначала слитки для подогрева опускаются в нагревательные колодцы, откуда, выкупав- шись в синем пламени горящего газа, он*, сияющие, как солнце, и слепящие глаза, че- рез известные промежутки по одной пода- ются к кранам на рольганг. Тупой и толстый кусок металла со ско- ростью трех метров в секунду, мягко и не- уклюже подпрыгивая на рольгангах, устрем- ляется под валки блюминга. С грохотом обрушиваются на болванку круглые, как ба- рабан, тяжелые валики. Она выползает из- под них похудевшая и удлинившаяся и сно- ва ползет под валки. С каждым новым уда- ром грохот становится тише, и через семь оборотов болванка превращается в ленточ- ную блюмсу сечением двести на двести или сто пятьдесят на сто пятьдесят миллиметров. Ножницы, тяжелой контрукции, при выходе блюмсы из-под проката, нарезывают рельсо- заготовки. Они рольгангами отправляются в рельсовые печи на подогрев и оттуда сно- ва на прокат к рельсовому стану. Производительность блюминга миллиоя тонн проката в год. Блюминг управляется одним человеком; ножницы — двумя. Рельсобалочный стан Кузнецкого завода— это совершенство техники. Стан Трио, до последней операции меха- низированный и автоматизированный,—пер- вый в мире и единственный стан такого тех- нического совершенства. Идея этого стана зародилась в Германии. Немецкие конструктора спроектировали его свыше десятка лет тому назад. Но не на- шлось ни одного заводчика, ни одного хо- зяина, который рискнул бы поставить такой стан у себя на заводе. Ибо система капи- тализма не для этого чуда техники. Условия конкуренции и капиталистической анархии ' не позволяли никому установить такой стан. Капиталист зависит от заказчика, ему вы- годно поэтому, уже имея заказ, поставить простой дешевый стан и после выполнения заказа выбросить его и поставить следую- щий, в зависимости от размера нового зака- за. А действие стана Трио, дорогого, совер- шенного, рассчитано на непрерывный поток работы на десятки лет. Чертежи, поэтому, были проданы амери- канцам, но и американцы не рискнули осу- . ществить их. И только первая большевист- ская пятилетка дала жизнь этому стану. Чертежи были куплены, и стан заказан не- мецкой фирме Шломан. . Прокатный цех работает на сложной си- стеме электропередач. В машинном зале проката, чистом и светлом, как операцион- ная, гудят электромоторы новейших амери-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2