Сибирские огни, 1933, № 9-10
Имени Сталина (Отрывок из истории Кузнецкого завода) V А. КРНННИКОВА ЛОЩАДЬ завода покрыта пунктирами железных дорог. Они соединяют скла- ды, цеха и двумя артериями подходят к железнодорожной магистрали. Там у линии сортировочные пути и скла- ды. Они тянутся на километр. За ними гро- мады коксового цеха, к нему движутся не- сколько раз в сутки коп ера, саморазгружа- ющиеся вагоны с углем. Уголь разгружает- ся в огромные угольные ямы—бункера. От- сюда он черной рекой проходит через дро- бильные грохота моЗюта Гумбольда. Они, как мельничные жернрва, превращают уголь в черную бархатную пудру. Она на время оседает в силосах. В каждом силосе — раз- ный сорт угля. Прежде чем попасть в рас- каленные добела коксовые печи, уголь про- ходит через смесильное отделение, где из различных компанентов угля составляется шихта, готовая для коксования. Зданий силосов высокое, круглое, Напо- минает старинную башню. Угольная пыль, засыпанная в коксовые печи, спекается там в кокс. Батареи коксовых печей высокие и узкие, слиты в один тесный ряд. Через каждые 18 часов у готовой печи отодвигается лапорт, а с противоположной стороны ее коксовы- талкиватель так же механически выдвигает золотую горячую стенку спекшегося кокса. С серебристым шумом она обрушивается в тушительный вагон; особый паровой гейзер веерным душем поливает и охлаждает кокс в сорок пять секунд. После этого остужен- ная коксовая масса опрокидывается на ши- рокую и длинную наклонную рампу. Рассы- павшаяся масса напоминает цветную капу- сту. Сизая дымка остывания постепенно за- тягивает огромные жилы. Охлажденный кокс по транспортерам отправляется в кок- совый силос, откуда порциями поступает в загрузочное отделение домны. Доменная печь загружается одним чело- веком. Один рабочий управляет загрузочной машиной, называемой вагоном-весами. Перед ним сигнальная доска с разноцветными вспыхивающими и гаснущими электрически- ми лампочками. Он следит за указанием сиг- налов. Нужна новая порция шихты. Рабочий нажимает кнопку, вагон под'езжает к бун- керу с коксом, и в сорок пять секунд сам отмеривает нужное количество, потом — к руде и известняку. Вагончик-скип, наполненный шихтой, пол- зет по наклонному мосту к доменным ко- лошникам — горлу печи. Каждый вагончик везет 7 тонн. Он поднимается за день сто- сто двадцать раз. За день печь выдает от шестисот до семисот тонн чугуна. Все это техника, которой еще ни знала Росоия. На Урале и на юге старые доменщики, уходящие уже в", могилу, всю жизнь прора- ботавшие на доменных печах, никогда не знали ничего подобного. Русские доменные печи испокон веков, с (Г.опетровских лет, загружались вручную, обреченной армией прокопченных до костей отчаянных каталей. Четыреста-пятьсот ката- лей "для загрузки домны в два раза меньше Кузнецкой. На загрузке печи всегда работало больше рабочих, чем на всех остальных агрегатах, вместе взятых. А здесь один человек в пер- чатках и при галстуке, без малейших мус- кульных напряжений загружает бездонную прожорливую махину, при помощи очень несложного управления, под'емником Оттиса. Доменный цех — сложное и огромное хо- зяйство. Когда печь готова выдать чугун, искусство горнового пробить летку и выпу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2