Сибирские огни, 1933, № 9-10
\ Тунгусские сказки * М. ОШАРОВ КАЗОЧНЫЙ материал тунгусов Туру-;' ханского края характеризуется пятыо- шестью десятками типовых сказок, за исключением вариантов и расчленений неко- торых сказок на ряд самостоятельных от- дельных сказок и к ним еще вариантов. Нижеприводимые сказки записаны со слов сказочников, с возможной точностью. Одна- ко, переводить труднее, чем придумывать, поэтому отдельные места тунгусских сказок, благодаря языковым особенностям, чрезвы-. чайно трудно переводимы. Например, в сказ- ке «Недоумок», построенное исключительно на нюансе созвучий совершенно различных по значимости слов, при переводе пропадает вся прелесть. Так: по-тунгуссми н и н г т а будет пятка, н я н г т а — кедровый корень; или: о р а н — порог (на реке), о р о н — олень. Дураку в сказке велят нарезать нянг- га, т. е: корней, он путает это со словом н и н г т а и поэтому ловит детей, режет и приносит подол их пяток. Просят оленя — о р о н , он же лезет в о р а н, т. е. в воду, в порог и т. д. По словам Гете, «истинный» характер ска- зок состоит в том, что, не преследуя ни- какой моральной цели, они выносят челове- ка из тесных рамок его внутреннего мира в безгранный внешний простор». Подавля- ющее большинство тунгусских сказок нату- ралистичны. Волевой взлет фантазии твор- цов сказок не унес их в страны умопо- мрачительных див, а вывел лишь в пределы мира, ими освоенного, познанного и видимо- го. В тунгуском религиозном культе несрав- ненно больше сказочной фантастики, неже- ли в их сказках. Тунгусские сказки матери- алистичны. В сказочном творчестве отразил- ся промысловый бытовой уклад охотников- натуралистов. И сказка, как устное творче- ство, не синтезирует художественно-эмоци- ональную оотенцию племен», а скорее дает иное об'ясвение: как было, почему так ста- ло, откуда взялось то wm иное явление, тот или иной предмет. Слушая тунгусские сказки, не уходишь в несказанные миры, а созерцаешь реальный мир, пребываешь в быту 'той или иной дей- ствующей в сказке особи, в ее естественной среде — тайге, берлоге, гнезде и т. д. Для действия не придумано новой, необычной среды, фантастического фона, обстановки, условий. Даже космические сюжеты с их действующими силами низведены до естест- венной земной простоты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2