Сибирские огни, 1933, № 9-10

Амос Карлыч запротестовал и его поддержа- ли остальные. — Посылать надо сердцем смиренного, до бога прилежного. Не на шуточное дело ре- шились. А такое место разыскивать нужно го словом евангельским. Автом же крутенек сердцем, неравно и выматерится может. Амос Карпыч предложил Мосея Анкудины- ча. Старик охотно согласился, но выговорил с остающихся и за пасекой его досматривать, и сена ему накосить, и за маралами «догляд» иметь, и «на всякий случай» на дорогу де- нег — по двести рублей с каждого. Мужики покряхтели, но согласились. В ставни уже начинали просачиваться по- лоски света, когда мужики, по одному, задворками, расходились в разные стороны. • — . . .Курносенок это! Дальние воры не одним бы ульем покорыствовалнсь, — уве- ренно сказал Герасим Андреич. Дмитрий Се- дов вначале растерялся. — Сами учим. .. Сами учим. .. — бессвяз- но шептал он, вызывая недоуменные взгля- ды Станислава Матвеича и Герасима Пету- хова. Накануне, с месячным опозданьем (из-за бездорожья), впервые получили майскую почту. Вечером Седов читал подмоченные, истертые по сумам кольцевика, газеты. В первом же номере попались заметки о вре- дительстве в колхозах и совхозах. Сн пере- читал их вое — во всех номерах сразу и, под конец, ему начали мерещиться желез- ные болты, забитые на артельном покосном лугу, отвинченные гайки у сенокосилок из- ломанные зубья у конных граблей (других машин у чернушанской артели не было). Дмитрий боязливо оглянулся на окна и поспешно спрятал газеты. — Пишут же! Пишут же несознатель- ные! .. Да попади эдакий клад в руки нашим облупонам — в одночасье обезмашинят. Кукуй потом... Волнение, охватившее Седова, было на- столько сильно, что он не мог усидеть до- ма, тихонько выскользнул за дверь и ос- торожно пошел к артельному навесу, где стояли две 'сенокосилки и грабли. Деревня спала. В темноте многие дома выглядели настороженно и злобно. На до- роге у заборов, сонно пережевывая жвач- ку, утробно отпыхивали коровы. На одну из них он натолкнулся и упал, обняв горя- чий ее живот. Корова испуганно вскочила и по-звериному зафыркала. Дмитрий выру- гался и рассмеялся. Напряженное волнение его прошло. К навесу подошел, улыбаясь и своей рассеянности, и смешному коровь- ему испугу. — Чистый медведь, стрель ее в бок! В окне' соседнего дома—Егора Егдоыча Рыклина волчьим глазом горел огонь. — Не спит, сатана лысая... Читает газе- ту — снова возникло то же опасение, что и дома. Из всей Черновушки, кроме артели, толь- ко Рыклин выписывал и центральную «Пра- вду» и краевую «Сельскую правду». Окру жной газете Егор Егорыч не верил. На раскрашенном парадном крыльце его дома, по голубому полотнищу двери, бе- лилами была написана цитата из Ленина: «Сейчас наша задача — переход м об- щественной обработке земли, к 1 крупному общему хозяйству. Но Никаких принужде- ний от советской власти быть we может. Никакой закон к этому не принуждает, Сельско - хозяйственная коммуна основы- вается добровольно, переход к обществен- ной обработке земли может быть тюльку добровольный». Слова: «Никакой закон к этому на при- нуждает» и «переход к общественной об- работке земли может быть только добро- вольный» — были выписаны много крупнее и с особой любовью разделаны Егором Егорычем. Раскольники, искушенные начетчики г, церковном писании, дивились гражданской начитанности и догадливости Рыклина. «Этой лозунгой он, братцы, от колл!ек- тивизны, как крестом от беса, заслонился. С его-то головой Калининым только Фы быть. Они, плешивые-то, повсюду, сказыва- ют, эдакие». На всех собраниях, особенно с приезжи- ми из района Егор Егорыч «агитировал» за коллективизацию.. Жаркая толпа рык- ,линцев влюбленно смотрела своему начет- чику в рот. И как в аввакумовские време- на, на духовных ристалищах ю «правой ве- ре» дружно и неистово ржала при всякой новой уловке доморощенного политика, до- бивая смехом одураченного докладчика. «Не о мне речь, товарищи! — так начал памятное. Дмитрию выступление в приезд районного колхозорганизатора, Е г ор Его- рыч: —I Как все вы хорошо знаете, что я душой за советскую власть, по всем нало- гам в исправных передовиках, головной н как в волостных делегатах в первые годы революции состоял, опять же середняк |и так и далее... Но, бытие определяет сознание, говорил Карла Маркс и Фридрих Энгельс, и это с ущая правда, товарищи! Бытие же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2