Сибирские огни, 1928, № 5
вским, Крастиным и Баратози-Балогом. В словаре языка ольчей Г1. П. Шмидт лишь отчасти использовал материалы Крастина, все остальное добыто самим исследовате- лем. И, конечно, что касается собственных записей Шмидта, их достоверность долж- на быть очень высока, так как автор яв- ляется одновременно знатоком языков ки- тайского, монгольского и маньчжурского. Шмидт относит негидальскую языковую группу к северной ветви тунгусского язы- ка, а ольчскую—к южной, близкой к голь- дам. В последнем исследовании Шмидта, на- званном «Язык орочей», речь идет о дву* диалектах тунгусского языка южной группы—орочском и удейхейском. Утр два народца (к ним надо присоединить еще кякаров), затерявшиеся в горах Си- хота-Алиня в Приморьи. Во время путе- шествия по Амуру в 1908 году автор встре- тил двух или трех орочей и удехейцез и одного кякара, и теперь публикует не- сколько сотен слов, записанных за время короткой встречи с туземцами названных племен. Во введении к словарю автор еще раз подкрепляет свое старое утверждение относительно общности происхождения, так называемых, алтайских языков. Он указывает на то, что в публикуемом списке слов мы находим 69 слов с соответствую- щими турецкими корнями и только 35 слов, заимствованных у китайцев. При чем по- ловина турецких корней принадлежит к примитивным понятиям, китайские же сло- ва обозначают культурные заимствования. Шмидт указывает далее, что прародиной «алтайских» племен была пустыня Гоби, отводя Маньчжурию и Сибирь (?) пале- оазиатам. В доказательство приводится общность терминов домашних живот- ных, типичных для пустынь и степей (овна, верблюд лошадь). При чем, по мнению Шмидта, южную и западную Монголию занимали предки современных тюрков — хувны, а Халху и Забайкалье—тунгусо- маньчжуры. Приводится ряд названий рек будто бы маньчжуро-тунгусского проис- хождения (Селенга, Орхон, Кяхта и др). Древние ирригационные сооруженич За- байкалья—дело маньчжур, единственных земледельцев среди родственных им ал- тайских племен. Имиграция маньчжур в современную Маньчжурию с северо-запа- да подтверждается китайской историче- ской литературой, так как народ ючи пе- реселился этим путем. Монголы жили около 2000 лет назад в бассейне Аргуни и были, вероятно, соседями гиляков, кото- рые занимали бассейн Амура, как показы- вают названия мест (какие?). В это время гиляки заимствовали несколько древних монгольских слов. Все эти (интересные) соображения пло- хо вяжутся с данными археологии указан- ных районов. Так, например, по мнению Лисанта, пустыня Гоби еще в эпоху ново- каменного века была населена народом, комплекс культуры которого близок со- временной китайской (земледельческой). Лисант говорит, что если бы современный южный Китай почему-либо вымер, то на его месте осталось бы меньше «китайско- го», чем в стоянках неолита Гоби*). Что до названий местностей, то этот способ доказательства в пользу той или иной комбинации этнических перегруппиро- вок мало надежен. Названия могут изме- няться, их современная огласовка большей частью искажена,—смысл приводимых Шмидтом названий кажется странным: по- чему Орхон значит перо, Кяхта—рако- вина? 4. Кормазов, В. А. Барга. Экономический очерк. Харбин, 1928 г. (VI I I+4+282) стр. 8°. В книге В. А. Кормазова к нашей теме имеет отношение обширная глава о насе- лении. Барга представляет собою в эт- нографическом отношении живой музей. Тут собраны представители не менее чем пяти рас с большим количеством племен- ных вариантов. Формы хозяйствования ту- земцев Барги можно расположить в стройную систему эволюции: охота, ско- товодство, земледелие. К сожалению, Бар- га не изучена в этнографическом отноше- нии. В этом музее до сих пор не был ни один специалист-народовед. В. А. Кор- мазов сообщает лишь поверхностные све- дения по затронутому вопросу, при чем в результате возникает повод к придир- кам. Например, язык даур он считает тун- гусским, между тем, по сведениям, кото- рые автор этой рецензии получил на ме- сте, поработав немного над изучением аборигенов Барги, дауры—народ монголь- ской ветви. Сомнительно также, чтобы в Барге были якуты. По всем признакам, это—тунгусы, прикочевавшие в Баргу, мо- жет быть, из Якутии. К тунгусам (овонки) надо отнести и солон, и орочен. Истори- ческая справка Кормазова насчет сушеней идет мимо. Но книга Кормазова интересна, как очерк экономики Барги. В ней много свежего материала. Лицам, занятым проблемой торговых связей Маньчжурии, Монголии и Восточной Сибири, книга дает в некото- рых случаях незаменимые факты и цифры. Политики с любопытством перелистают этот толстый том, посвященный самой за- падной в трех восточных провинциях точ- ке, куда направлен прицел японской тор- гово-промышленной экспансии. Ошибку насчет даур, сделанную впер- вые Л. Шренком, разные писатели повто- ряют вот уже лет 80. Отмечу этот устой- чивый промах еще в двух работах: *) Результаты последних работ Лисанта; знаю о них из личной бесе, ы с исследователем. Библиографию по археологии Азии с под обными аннотациями смотри • ст. Титова и Толмачева .Остатки неолитической куль- туры близ Хайлара- (Харбин, 1928 г.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2