Сибирские огни, 1928, № 5
не оставляет желать лучшего» и что изда- ние ее «будет хорошим подарком для пар- тизан Сибири к десятилетию красных бой- цов». Ценность этой вещи прежде всего в том, что она почти документально-правди- ва. Автор был одним из организаторов партизанского движения в Пировском районе, занимал пост председателя Испол- кома Баджейской республики, состоял чле- ном Армейского Совета и редактировал партизанскую газету. Второе большое до- стоинство—простота композиции и языка, полулубочный примитив—с резкой свето- тенью, с простодушной грубоватостью и неуклюжей стихийной силой, которая прет из каждой строки. С формально-техниче- ской точки зрения тут ко многим строкам можно бы придраться, но дело не в мело- чах, не в шероховатостях отдельных строк строф, а в содержании и тоне произведе- ния, в общей поэтической выразительно- сти его, которую никакие придирки не по- колеблют. К книжке приложен портрет автора, в данном случае далеко не лишний. Если книжка Петрова уже пользуется заслуженным успехом у партизан, то со-, ветская деревня не без удовольствия при- мет «Землю подшефную» Г. Доронина. Со- держание ее весьма несложно: в подшеф- ную деревню приезжает представитель ра- бочих, устраивает беседы, демонстрируют трактор и громкоговоритель. Немного сде- лали шефы и, пожалуй, не за что их вос- певать, но автор строит свою вещь не как агитку, а как жанровую картинку, дает де- ревню и ее гостей в непричесанном виде и местами с хорошей иронией: «Упирался трактор, стрекотал не смело, Керосиновую вонь выплевывал в глаза И сердился, что его без дела Пьяным бабам вывезли казать». В поэме хорошо нарисован быт серед- няцкой сибирской деревни, еще не совсем «осовеченной», но уже явно сочувствую- щей советскому строю. Бодрый солнечный фон поэмы тоже нужно учесть, как плюс. Шероховатости, конечно, есть. Не убе- дительны некоторые образы («смех завил- ся клубом»), сомнительна грамматическая правильность таких, например, выражений, как «зевали на денек». Книжка напечатана петитом, что для деревни едва ли прием- лемо. Г. Андреевич. «Вьюжные дни». Сборник стихов под ред. Вивиана Итина. Второе издание Сиб. Союза Писателей. Новосибирск. 1928 г. Цена 25 к. \ _J3epBoe издание этого сборника, вышед- шее два года тому назад и одобренное Сибполитпросветом для клубов и изб-чи- тален, распродано. Потребовалось второе издание, которое ныне и выпущено в до- полненном виде. В сборнике представлены 11 сибирских авторов: В. Ворченко М. Скуратов, Иосиф Уткин, Леонид Мартынов, М. Терентьева, Г. Павлов, В. Заводчиков, Ив. Молчанов, Ал. Оленич-Гнененко, Р. Фраерман и В. Итин. Тематика сборника—гражданская война в Сибири: одни авторы повествуют о партизанах и красноармейцах, другие— о гибели Колчака, третьи—о борьбе с голо- дом и разрухой. Здесь отобрано, действи-i тельно, все лучшее, что сибирские поэты написали о гражданской войне и револю- ции. Стихи эти представляют богатый ма- териал для декламации на клубных вече- рах, для чтения вслух в избах-читальнях. Наименее доступны широкому понима- нию вещи В. Итина, своеобразные и силь- ные, но специфически интеллигентские, где рядовой читатель споткнется о «тангенс высочайшей воли» и о «четвертое измере- ние». Внешнее оформление книжки удовле- творительное. Обложка художн. Зковря- шина, заставки худ. Романова, Нагорской и др. радуют глаз. Дополнено второе издание скуповато, всего двумя стихотворениями: В. Ворчен- ко и В. Итина. Г. Вяткин. / Михаил Мечик. «Желтые тени». Влади- восток. Издание Приморского отделения ^•Сибирского Союза Писателей. Цена 30 коп. Неблагополучно в Приморском отделе- нии Сибирского союза писателей. Нездоро- вые уклоны в творчестве, полнейшее от- сутствие самокритики. Чем иначе об'яснить выпуск таких слабых и никчемных книжек, как сборник стихов Николая Толпегина и Михаила Мечик. О Толпегине мы в «Сиб. Огнях» уже писали. Сейчас не можем обойти молчанием книжку Мечика. Ведь как-никак, а на ней красуется штамп отде- ления Сиб. союза писателей, и читатели в праве задать вопрос о качестве продук- ции союза. Если бы не это обстоятель- ство—о книжке, конечно, не стоило бы го- ворить. Мечик живет и работает на Дальнем Во- стоке, на границе Китая. В Китае горит пламя революционной борьбы, китайские рабочие и крестьяне истекают кровью в этой борьбе, но не сдаются. Китай вообще переживает чрезвычайно интересный пе- риод своей многовековой истории, и цен- ного материала для писателя, для поета здесь сколько угодно. Но что взял у наших соседей Мечик? В одном стихотворении он описывает «чудный» жень-шень, в дру- гом—добычу опия корейцами, в третьем— китайские притоны, где «кто-то тянется к кончику шприца, кто-то сыплет в распух- ший нос». Таковы «восточные мотивы» Ме- чика. Насколько они «новы» и «обществен- но-значительны»—ясно каждому. Затем идут стихи, посвященные какой-то Шуре:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2