Сибирские огни, 1928, № 5
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Повести Нины Смирновой Нина Смирнова.—Закон земли. Госиздат. М.—Л. 1927. Рассказы. В лесу. Повести. Госиздат. М.—Л. 1928 г. .Лидия Сейфуллина, Анна Караваева, Ни- на Смирнова—три писательницы, почти одновременно начавшие печататься в «Си- бирских Огнях». Рассказ «Волчья мечта» Нины Смирновой напечатан в № 3 «Сиб. Огней» за 1922 г., слабый, незапоминаю- щийся рассказ, правленный Л. Н. Сейфул- линой, тогдашним секретарем редакции. Интересно сравнить литературный путь трех писательниц. Лидия Сейфуллина вы- двинулась тремя значительными вещами: «Правонарушители», «Ноев ковчег», «Пе- регной» еще в 1922 году. («Сиб. Огни». 1922). Творчество Сейфуллиной целиком о современности. Анна Караваева начала с посредственных стихов и рассказов. Твор- чество ее наполовину о минувшем. Путь Нины Смирновой шел где-то совсем сто- ронкой, никто не заметил, как создалась ее первая книга «Закон земли», вышедшая в конце прошлого года. И, хотя из трех пи- сательниц Нина Смирнова самая молодая, она пишет о прошлом. Впрочем, писать Нина Смирнова начала, вероятно*, раньше, чем Л. Сейфуллина и А. Караваева. В 1913 году томская газета «Сибирская Жизнь» напечатала ее первый рассказ. Редактор, напечатав рассказ, на- писал автору о том, что в рассказе слиш- ком заметно влияние Гамсуна. Автор в свою очередь попросил сообщить, «кто та- кой Гамсун», и сколько будет стоить, если напечатать еще один рассказ. Нина Смир- нова была уверена, что в газете за все приходится платить, как за об'явление*). «Закон земли» посвящен памяти В. Г. Ко- роленко. В «Сиб. Огнях» (№ 4, 1922) опу- бликовано несколько писем В. Г. Королен- ко к Н. В. Смирновой. Из этих писем на тему: «Как писать», мы попутно узнаем кое-что о Н. Смирновой. «Вы не повери- те»,—датирует В. Г. Короленко письмо Н. Смирновой,—«какая масса у меня напи- •) Сообщил Г. Вяткин. сана» (стр. 166). Это было летом 1916 го- да, когда самой Н. Смирновой едва минуло 16-18 лет. Н. Смирнова жила где-то в глу- ши, в Кузнецкой тайге. В. Г. Короленко жаловался, что заказные письма не при- нимают в такую глушь. Короленко писал: «Эх, Нина Васильевна, поучиться бы вам и прежде всего—грамоте, грамоте!» Но в том же письме В. Г. Короленко серьезно сообщает о возможности помещения одно- го из рассказов Н. Смирновой в журнале «Русские Записки». Итак, Нина Смирнова начала писать давно, в Сибири. Неумело, может быть, безграмотно, она записывала жизнь, про- ходившую мимо нее. Жизнь Щегловского уезда в то время катилась по берегам То- ми, вместе с плотами, баржами и редкими пароходами. Уголь и железо, величайшие возможности, таящиеся в недрах ближних гор, еще спали. Лес и хлеб. Нина Смирнова пишет о таежных людях, сильных и пер- вобытных, о грузчиках, баканщиках, таеж- никах. Впрочем, главное место в этом тя- желом и опасном мире у Нины Смирновой занимает женщина. В. Г. Короленко, пер- вый ощутивший красоту материала, кото- рым владела его талантливая корреспон- дентка, настойчиво советовал ей работать. И у Смирновой хватило упорства осуще- ствить строгие требования учителя. Нина Смирнова попробовала выступить в Ново- сибирске. Здесь она поняла относитель- ность успеха появления в толстом журнале. Она уехала в Ленинград, в город учебы. Из окна ее комнаты видна Нева, дворцы, железное кружево мостов, гранитные глы- бы набережных и, на горизонте, широкий серп фабричных труб. Но точка зрения Ни- ны Смирновой не переместилась. Она оста- лась на берегу Томи. Лучшие вещи Нины Смирновой повести: «Лесные сплавы», «Воловая Мотя», «В ле- су». Рассказы Смирновой слабее: ее даро- вание проявляется не в умелом разверты- вании сюжета и не в самом сюжете. По- вести Смирновой походят на фрески и по- рой, чем случайнее персонаж, тем он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2