Сибирские огни, 1928, № 5
БЛИНОВ, Е. С. Я этим поэтам, как Сергей Марков, готов постоянно напо- минать: ваши стихи еще рано печатать. Их надо обрабатывать да обрабатывать. (Обращается к публике и ко мне. А. Т.). Пока вы критиковали «Черный румянец», я взял с фисгармонии попавшуюся мне под руку книгу. Не знаю, кто ее сочинил. Заголовка еще не глядел. В середке попалось мне четверостишье: «Благословляю этот миг, Он отдал мне, мой друг, тебя! Ты не преступник, ты велик. Ты мой навек, а я твоя!». (Книжка оказалась третьим томом сочинений А. Ф. Писемского. Стих был взят из рассказа «Комик». А. Т.). По одному этому четверостишью догадываешься, что во всем произведении есть. «Черный румянец» мы весь прослушали—и несколь- ко раз, а содержание его летит вон, мимо. У Маркова виден талант. Но он не знает, куда его деть, что с ним сделать. Задумал он дать большую и художествен- ную картину, а не смог. Не передал, что думалось. Крик и шум бездельный вылил- и ша! Как дурной оратор на трибуне. Пусть пишет стихи, но и пусть помнит, что они не должны быть понятны только ему одному. «Черный румянец» кто-нибудь читать будет, но учить наизусть—вряд ли. ТИТОВА, А. С. Не знаешь, что при этом стихе делать: не то грустить, не то смеяться. Смеяться? Не смешно. И грустить не о б чем. Понимать его трудно, пого- му что все части его идут вразброс. Крестьяне в деревнях его читать не будут. Там интересные книги—и то мало читают, а эту... забросят. Изо всего стиха мне погля- нулась одна строчка, где говорится, что закат добирался до лисьих нор. ЕДИНОГЛАСНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Судя по «Черному румянцу», поэт Сер- гей Марков—сам себе враг. У него есть дарование, которое он беспощадно наси- лует и уродует. Простые мысли, простые чувства, картины природы и простых лю- дей—он ухитряется изображать выкрутасными «далекими» слогами. Замыслы и настроения, заложенные в «Черном румянце», освершенно погибают под тяжелым льдом «высиженных в кабинете» образов, мудреных фраз и их сплетений. Мы уверены, что если С. Марков не будет «прыгать выше собственной го ловы», а подойдет к жизни с чистыми, ничем неопьяненными глазами, и расскажет о ней простыми и сердечными словами,—он найдет себе признание крестьянства. Талант Маркова бесспорен, но «Черный румянец» ч ужд нашей деревне. ПРИМЕЧАНИЕ. С одной читки «Черного румянца» аудитория ничего в нем не поняла. Понадобилось четырехкратное повторение. При этом я лез из кожи, на- легая на выразительность произношения самых в я з к и х и нечистых в стилисти- ческом отношении фраз. Хотелось добиться полного уяснения их всем слушателям. Однако, в этом я не успел, хотя перед читкой продолжительно тренировался в овладении интонациями стиха, мимикой и жестами, потребными для его живого воспроизведения в аудитории. Рассмотренное произведение С. Маркова п о в с е м у стоит далеко от кру- га представлений крестьян. А такие стихи коммунары обыкновенно обрекали на выброс. К «Черному румянцу» они почему-то были мягче. Ре зкую и суровую оцен- ку этой вещи выявили лишь очень немногие слушатели. Большинство же из них, давая отрицательные отзывы о ней, заметно сокрушалось, что С. Марков непра- вильно использует свой талант, что он сшибся с «прямой рабочей линии» и без толку начал «мудрить». ОТ АВТОРА.—Писателей, придающих моему опыту известное значение, про- шу давать мне указания по ведению разборов художественной литературы в кре- стьянской аудитории и, если можно, присылать свои работы, о которых желатель- но знать мнение деревни. Адрес: Почтовое отделение Косиха, Барнаульского округа, А. Топорову. ОТ РЕДАКЦИИ.—Тов. Топоров, учитель, работающий в коммуне «Майское Утро», в течение нескольких лет читает коммунарам литературно-художественные произведения, записывая отзывы коммунаров. Редакция считает работу т. Топо- рова бесспорно ценной. Отзывы крестьян должны учитываться как издателями, так и авторами. Вместе с тем редакция должна указать, что регулярные занятия лите- ратурой под определенным руководством выработали у коммунаров и определен- ные взгляды в этой области. Редакция считает, что опыт коммуны «Майское Утро» должен быть расширен. Редакция обращается к партийным работникам, педагогам и культработникам с призывом применить начинание т. Топорова у себя в рабочей и крестьянской среде. В особенности желательна проверка, несомненно, реакцион- ного отношения к новой форме, проявляющегося иногда в записях т. Топорова. В одном из ближайших номеров журнала редакция постарается дать анализ крестьянской литературной критики по работам т. Топорова, печатавшимся в «Си- бирских Огнях».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2