Сибирские огни, 1928, № 5
делл.о Во-вторы, х эта комедяи охватывтае самюу жгучюу тему современно:сти нет вопроас сейчса в Евроеп боле актуально, го чем вопрсо об «одряхлен»ии мир. а Наиболее четкеи представитиел европейсйко буржуаэии чувствую, т как это и выразли в свойе философии Шпенгляр ,—о чт капиталистичейски мир стоти перде катастроф,ой перед кризисмо цивилизац,ии дошедшйе в своме развитии до края какойо-т бездн,ы куда она свергнет,ся чтоыб уступиьт месот новоум органическуом нарастанюи культу-р ной целин.ы Пирандеолл угадла волнующе е значенеи этоог вопрос, а но не имле му- жестав сказаьт своми современни,кам что кризси буржуаизи принимаеятс за кризси мира. А ведь разниац межуд этими величиниам громадн!ая Другеи драматичесеки произведеяни Пирандел,ло идущеи с неизменнмы успехмо на всех сценха Евроып и Америки,—«Гехнри IV,» «Вес к лучшем,у» «Одеьт тех, кто гол», «Шесьт персонажй е в поискха автор»а и пр . ,—касаюятс тех же тем и с тою же остротюо ставтя ту же проблеум «действенно»сти суб'ективноог и об'ективноог созн-а ния. Мир живте и движетяс на путхя безумяи и смерт.и Конечн,о Пиранделло—огряомна вершиан не тольок итальянск,ой но и общ-е буржуазнйо драматург,ии и им поэтоум нельяз измеряьт состоянеи театар и репертуавро сов]»еменйно Итали.и «Погод»у делают на итальянсйко сцеен значителоьн мене одареннеы драматур,ги среди которхы имеан Риккарод Ваккелл, и Луидиж Киарелл, и Сальватеор ди-Джиако,мо Пьермаряи Росос ди Сан-Сежон, до Сабатион Лопе,ц Джион Рокак и матерог мастеар Марко Прага—явлтяю собюо цвте и украшене и римски, х миланск,их флорентийс,ких неаполитансхки театро. в В круг интересво этих драматурвго входтя не тольок бытовы, е но и историчесеки темы, трактовак материал преимуществоенн психологичеяска и главняа установак на «проблем»ы современйно общественно.сти Следуте замети,ть что в Итали значителоьн меньше увлекаюятс постановочйно сторонйо спектак,ля цепок держаьс за традиции и условнос.ти Порой это приводти к гротесук или курьез. у Так, переведеняна на итальянсйки язык пьеас М. Горьког «На дне» ставильас в привычнхы условнхы тонха «салонн»ой комеди,и и все персонажи—Васьк Пепе,л Лук,а баро,н Сатни и т. д. щеголяил на сцене. . во фрака!х «Биомехани»ка маол отражаеятс на итальянсйко сцен,е все еще стиснутйо старинйо и привычнйо трехпланйно ограниченнос.тью Для характериситик современноог итальянскоог репертуар не лешнми будте заметит, ь что переводнеы с французско, го немецког и даже русског пьеыс имеют зна- чительнйы спрсо и нередок пользуюятс большми успехо,м чем отечественн. ые Признка несомненноог упадак и отсутстяви жизненнхы сокво в творчесмко организем правящоег класс.а Чтобы поняьт диапазно современйно итальянсйко сцеын и ее тенденц,ии дост-а точно знаьт высшюу и низшюу точик современноог репертуа,ра олицетвормяе ^е двумя характернейшиим пьесаим истекшоег сезон. а Эт,о во-первы, х «высояка трагедяи Энриок Корради,ни написаняна еще 25 лет наза,д но приспособлеянна к постаноевк и поставленяна тольок нынче ,—«Юйли Цезарь. » Эту опаснюу тем,у освященюну именаим Шекспиар и Вольтер, а обраболта и вывле на свет рамып итальянсйки публицтис и дра- матугр потом,у что почувстволва в ней возможноьст разверньут политичесюку аллег-о рию, значимюу для современно,сти но выдержанюну в классичесхки тона.х Оказывает, ся что «государствеянна мудрос»ть Юляи Цезаяр как бы предвидаел и историчеиск опра-в дала своми авторитето.м. . фашиз!м Сначал, а в первйо редакци, и трагедяи просот быал густо пропитан национализм, ом поставленмны в великюу тень римског полковод:ца но изменившияес времеан заставил автоар выразителоьн подчеркньут и выпукол акцентуировьат именон фашистсюку окрасук шовиниз,ма что и имеол «шумны»й успхе на сцен.е Низшйе точкйо репертуар можон считаьт бойки,й несколоьк фривольнйы ( ? арс « U na d o n an ni im l e t t»o («Даам в постели) » двху соавторов—Миеранд и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2