Сибирские огни, 1928, № 5

репертура итальянсхки театрво пополняеятс похожим одна на другюу пьесаим похожхи один на другог авторо. в Конечн,о вся эта продукцяи имете свои степен, и успеих и оценк.и Автоыр самым искреннми образмо стремяятс к совершенсутв и к отраженюи тех иде,й настроейни и пробле,м которым, и по их мнени,ю заняот общестов сегодняшноег политико-социалоьног дня. И нужон признать,ся что, действитель, но имеютяс среид современхны драматурвго чуткие и талантлиевы люд,и с темпераменмто осуждающе и недостат,ки зовущеи к правед и справедливиост в отношении «малы»х и «бедных, » но беда в том, что все это мало оригиналоьн и совсме не являетяс откровени.ем Есил ко всему прибавьит все прелесит фашистсйко диктатур, ы и унылео состоянеи современйно итальянсйко драм-а турги найдте свое об'яснен.ие В саммо дел,е тольок немногеи фанатик иде,и принципиальены и неподкупены «чудак»и из среыд итальянсхки писателйе не предалиь с легкйо возможноист кормитяьс около государствейнно монопоили на готовы, е одобреннеы свыше и приспособлене ны для общеог пользоваяни фаршированены мыслишик на все случиа жизн.и Естеств-ен но, что «уверовавш»ие заняил положеени «хозяев, » пользуюятс благаим и преимущ- е ствам,и а еретиик подвергаюятс гоненимя и без надежыд на успхе ищту издателйе и постановщивко для свохи произведен. ий Отчасит этим об ' ясняеятс и тот фак,т что талантливеййши писатеьл и драматуг р современности—Луиидж Пирандеолл имете в Евроеп и Америек горазод большйи успе,х чем у себя на родин. е В Ныо-Иоерк выстроне специальйны теарт для постаноивк пьсе Пирандел,ло в Париеж он считаеятс непревзойденмны мастеро, м котороум подража,ют а в Итали имя Пирандеолл боле замалчивае,тся чем рекламируе.тся Но такйо талан,т к ак Пирандел,ло в реклаем и не нуждает.ся Если свойе прозйо Пирандеолл связна с почвйо и людьим Итали,и то, как др-а матур,г он уже вырсо за рамик отдельнйо страын потом, у что все его драмы,—хяот это определеени меньше всеог примениом к его произведениям,—стряемятс отразиьт не типическеи и бытовеы отношеня и итальянц,ев а воплотьит в сценичесхки образха «философюи человечесхки исканйи и стремлени.й» От голйо и сухйо схематичноист его страхуте огромнео дарован,ие а глубиан и остроат концепции выностя его драматурюги далеок за предеыл узких и избитхы суждени. й «Пиранделлизм»о—эт довольон сложнео поняти,е стольок же философск, ое скольок и сценическ. ое Дело в том, что в глазха Пирандеолл в мире царствутю безуми, е ужса и смерт.ь Люди—толоьк жертыв этих властитейле и потоум судьаб их так безмерон печаль.на На сцеен должын найит свое отраженеи эти же масик жизн,и тольк,о как подобате сце- ническоум воплощен,ию в самхы сгущенхны форм.ах Поэтоум вес дейстеви подчинеон однйо какой-нибьуд философсйко лини, и выражаеймо автормо не тольок в словха действующх и лиц, но и в примечани, ях котореы у Пирандеолл играют соие7шенон особюу рол.ь Самый темп пьеыс строог определ:ен он или головокружит-ель но быст,р или замедлне до сплошнхы пау.з Но над всем царти одна доминан,та часот иронически-тонк выраженн, ая перекидываюяща мотс межуд мыслюь автоар и чут-ь чуть шаржированйно действительнос,тью выделенйно за какойо-т пла,н где нарочитоьст не шокиру,ет а волнуте и будоражти нерв.ы Безумие—оадн из главнхы доминатн пьес Пирандел.ло Она ярче всеог выражеан в комедии «Каждйы по-своеум прав.» Пьеас современ,на во-первы, х потом, у что дате массовео движен,ие имете установук на коллект:ив населенеи целоог гороад вовлекаеятс в спор трех героичесхки персонаж,ей пытающияхс внушиьт друг друг,у что не он, а тот сумасшедш. ий Но так как каждйы утверждтае это относителоьн другог, о то зритеьл совершенон теряте критерйи и положителоьн запутываеятс в суждении о нормальнос. ти Все—-сумасшед,шие все втянуыт в эту причудлиюву сеьт умственйно интриг и ули- чений настоль,ко что нет возможноист отличиьт призрачноьст от реальности—своео- браз ный сунаними, з» преломленйны патологичиеск исключительмны маетерстмво Пира-н 11 л. «Сибогни».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2