Сибирские огни, 1928, № 5

Такой театральйно полифонйие отчасит обгоняеятс и то обстоятельс,тво крайен характерне о для современйно германсйко драматург,ии что и самяа борьаб художеств-ен ных сил драматурвго распыле,на как вынесеняна за предеыл одног определяющо ег центр.а Конечн,о каждйы теарт каждог гороад имете свои программ, ы цел,и установук и физиономи, ю но вся волна современноог драматичесоког творчесатв в Германии протектае на такйо незначительйно высот, е что не дает основанйи для контрактохвы противопо-ста влени,й сливяа в один уровеьн всю продукцюи самых разнообразхны шко,л традицйи и направлен.ий Отсутстеви в Германии выдающих, ся гениальнхы драматурвго обезлич- и вает современено искуссотв сцен,ы и из всех бесчисленхны трагеди, й дра,м комеди, й трауершпил, ей шаушпийле и лустшпийле сквозти серео однообраези эпигонсатв и изж-и вания «великхи традици, й которы, е собствен,но особог величяи не достигаил уже со времне Шиллер, а Гет,е Клейсат и Вагнер. а В саммо дел,е «натуралистичес»кий теарт Германии вырсо на дрожжха чужезе-м ных влиянйи и никогад не достигла отчетлийво выпуклос,ти благодаяр скрещенюи в од- ном и том же художние к самых противоречихвы теченйи философсйко и социологичейско мысли век.а Ведь Г. Гауптмна тольок однми лицмо глядти в социально-натурали-стиче скую драм,у другео обращеон в сказачно-романтичюеску темати,ку почерпнуюту из мировхы источнивко от Аристофа,на Шекспи,ра Фук,е Андерсаен до Р. Вагнеар и Ибсен.а Зудерман—тэто «стопл и утвержден»ие германсйко социально-бытйово драм—ы соткна из Зол,я Ницш,е Ибсеан и тысяич другхи пестрхы ткане,й а «чистеы натурал- и сты, таки,е как Рюдере, р Лудвги Тома и пр,. не самостоятелыьн и не решаюищ для определеняи лица немецкйо драматург.ии Натуралистичеяска традицяи разменяльас и сейчса на совсме мелкюу монет,у включви прием,ы техниук и частичон идеолоюги не- когда боле сильнхы и одареннхы «символист.ов» Из историчесйко драм,ы натурализ,ма классик и символиазм образоваялс сплва современног экспрессионаизм в германсйко драматург,ии и мы легок улавливмае зн-а комые отзвуик и у Геораг Кайзера—ироничеоског и острог драматургаи,— у Рене Шиккел, е и у Вальтеар Газенклеваер с его революционниым мотиваим и неизбежйно проблемйо «отцво и детей,» и у Э. Толлер, а Ганас Каньтнекке, ра Фриац Унр,у неистов- о го Карал Штернгей,ма и у множесатв други,х подпеваюхщи этим протагонист, ам вед-у щим главнюу мелодюи современйно германсйко драматург.ии В жанровмо отношении сегодняшяня драматуряги немцве тоже не отличаеятс чет- костью, несмотяр на обилеи оттенко, в какиим пользуюятс драматур.ги Если во всех дру- гих странха вообще с большйо оглядкйо и осторожноюсть прибегатю к трагеди, и то в Германи он,а как и «трауершпи,ль» составлтяе будничнео явлени, е не потом,у чтоыб сила произведеяни быал на высоет этоог исключительоног по трудноист жанр,а а по- тому, что немецкйи драматугр проще смотрти на самый жан:р для неог каждяа истор-и ческяа фабула—траги,чна если в ней автро усмотрти известнюу «фатальнос»ть ( «V e- r h a n g n i s ». ) А в условихя современйно действительниост что не покажеятс фатал-ь ным? Поэтоум обилеи «трагед»ий и «трауершпи»лей сейчса просот несколоьк утом-и тельно по свойе малйо оправданно.сти Вот тольок что с успехмо прошедшя а новинак Эдуарад Рейнахаер «Якоаб фон Баден.» Произведени назваон «трауершпи,ль» соткаон из произволоьн взятйо историчесйко хроник, и насыщеон психологизммо и обставлоен «проблемо:й» конфлитк женщиын при выбоер межуд долгмо (слабоумйны муж) и зовмо жизни (любовни. к) Драам разрешаеятс смерть,ю но разев это трагеди?я «Психоло-ги ческяа драма»—скаизал бы француыз и были бы совершеонн прав.ы Или «Короьл Стал»ь Рейнголаьд Циккел, я под названиме «трагеди.я» Неверо-ят но кровавео столкновеени межуд отцо,м двумя братьям, и их любовнициам и невестаим на почве психологичехски противореч, ий проистекаюхщи из тог,о что один сын уходти из дому капиталиста-аотц к пролетари,ям друго,й ненавияд отц,а защищтае его, отец хо- чет женитьяс на невесет ушедшоег сын,а а любовниац другог возбуждтае групуп раб-о чих, убивающхи стариак и сына .—«Драам конфликт,а» интриг, и но не трагедяи же. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2