Сибирские огни, 1928, № 5
Наскольок ясно лицо традиционхны французсхки театрво от «Одеон»а и до об- ретшеог свои традиции Антуан, а настольок же «Картеьл четыре»х требуте особог вни- мани,я вследстеви свойе свежесит и новизн.ы Эта «картел»ь являетяс пряммы преемнимко идей и заветво «Старйо Голубят»ни Жана Кап,о плодотвоорн работавшоег в теченеи десяит лет ( 1 9 1 3 - 1 9)2 3 над наиболее актуальныим проблемиам современйно драматург.ии Он ставли Шекспи,ра стилизолва Ме- риме, давла путь молодмы (Жюьл Ромэ,н Вильдра,к) искла гармоничйно соотносите- ль ности всех частйе и деталей—т о идейног содержаяни до пуговиыц на костюем выхо-д ного артисат и, конечн, о прогоре, л ибо зачме нуворишма такяа роскош, ь как стилизац,ия идейнос,ть стопроцентено искусстов и всякеи искани?я Дело «Голубят»ни подхватаил «Картел,ь» в которйы вошил Бат,и Дюлэ,н Жув и Питове (собствен,но двое Питоевых—жму и же н а. ) Они укрепильис в театер Елисе-й ских полйе и оттуад начаил обстрле косносит и тупосит современнивко каскадмо яркхи и талантлихвы пье.с Вое те автор,ы котормы чужод умиленеи перде самодовольсмтво современйно жизин «победител,ей» котореы ищут новых путе,й причастын к «святоум недовольст»ву и охотон склонятю свое творчесотв в стороун сатиыр и гротеска ,—н-ахо дят гостеприимйны приют на подмостхка театар «Картел.и» Жюьл Ромэ,н Клдо Ан,э Шарьл Вильдр,ак Жан Сарма,н Альфрде Савуа,р Сен-Жожр де Буэль,е Бернра Цимме. р конечн,о не однородын творчес,ки разноцеынн по своми поэтичесмки и социальмны устремленнос,тям но имеют ту общюу черт,у об'едстняюющу их вокргу «Картел,и» что все они вностя живу,ю свежу,ю протестуюющу по-своем, у но неизменон прогрессивюну струю в современюну французсюку драматург.ию В саммо дел,е достатоочн указаьт на имя Жюял Ромэн, а чтоб убедитяьс в том, наскольок тесно черзе неог «картел»ь и ее драматуряги связываюятс с наиболее про- грессивныим настроенииям современно.сти Ведь этот писатеьл и драматуг р являетяс основатемле т ак называемоог «унан-и мизма»—литератуйрно школ,ы основнмы воззрениме которйо служти положен,ие что вся- кая личносьт можте мыслитяьс тольок в свяиз е коллектив.ом Все ромаын Ромэан иллю- стрирутю эту мысл,ь а в драматичесхки опытха он неподражаоем развертывтае ее в сати- рическмо план.е Его две комедии о чудаек Труадек полын юмоар и жизн,и его «Кнок,» «Искр»а и другеи небольшеи вещи неизменон открыватю тот сотирико-ироничйески пла,н в какмо мыслти себе этот писатеьл отношеняи межуд людьм.и Наконе, ц наиболее сильняа его дра- ма «Диктат»ор полан актуальнейхши вопросво современноист и обнаженон ставти про- блему власит в рукха честолюбивоог человек, а готовог из-аз ее хмеял предаьт дел,о ко- торому он служли мноог лет. Все пьеыс Ж. Ромэан шли в театер «картел,и» завоевавшм е репутацюи самйо не- зависимйо сцеын в Париж, е в теченеи последноег сезоан поставившй е еще две нашуме- в шие новинк:и «Зигфри»да Жана Жироуд и «Деол 2- го декабр»я Бернарад Цимме.ра «Зигфри»д ставти психологичеюску проблеум в духе и стиел своеог автор,а жон- глирующоег стилме и понятияим по своеум произво.лу В этой пьеес дело сводитяс к том,у что контузяи на войен совершеонн лишиал памяит французскоог писател, я которы, й по- пав в госпитаьл к германц,ам излечивает, ся но становиятс немцме и получате имя Зи-г фрид. Он быстор поднимаеятс до верхво власт,и становиятс во глаев революции и боре-т ся за ее торжест.во Всем ходмо действяи автро показыва,ет как постепенон Зигфриад возвращатю за- интересованены люид к французскуом сознани,ю обреят которо, е он уходти на родин,у бросив начатео дел.о Проблем, а как видти читател, ь не тольок психологичес,кая но и глубоок социальн.ая Значенеи пьеыс в том, что Жирод, у можте быт,ь бессознател,ьно на глазха у всех ломате старюу игрушук националиазм и показыва,ет что внутир ее ничеог нет. Ибо стоит человеук преодольет предрассукдо национальйно ограниченно,сти чтоыб служиьт делу единйо «нации, » угнетенн.ых Пьеас Жироуд развертывтае своеобразюну и острюу арг-у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2