Сибирские огни, 1928, № 5
оттенкаим драматург,ию властон и прочон занявшюу месот на всех сценха Европ,ы отличавшияхс одна от другйо тольок особйо «доминанто, й» установк,ой соответствеонн своеобраюзи общественйно обстаноивк в той или иной стран. е Если в Англи сплва реализам Генир Артуар Джонс, а романтиазм Оскаар Уайльад и отчасит сатирическоог парадоксалиазм Бернарад Шоу давла в теченеи последнхи двух десяткво лет гибриднйы материла с явным уклонмо в стороун «комедии нраво»в с отр-а жениме социальнхы и психичесхки состоянйи умов и настроен,ий так изумительно-х-удо жественон воплощаехмы Крэго,м то во Франции вся эта пестроат вылилаьс в ряд от- дельнхы лико,в характеризуюхщи и «идейнйы теат»р Донн,э и «лиричесйки реализ»м Анри Батай,я и «теарт тайн душ»и Ленорм,ан и т. д. и т. д. . вплоьт до романтичесйко героиик Ростан, а долог покорявшй е зрителйе «Орленко,м» Сираон де Бержерако,м» «Шантеклер»ом и про.ч В Германии «неоромантичес»кие настроеяни нашил крупнхы выразитейле в лице Фр. Ведекин,да Артуар Шницле,ра Гофманста, ля Стефан Цвейг, а Бер-Гофма, на Эуле-н берга и писавшоег также по-немеицк Пшибышевск.ого Театр романског юга—Итаили и Испаниив— теченеи XIX в. не обнаружилва ни- чего самостоятельоног и неизменон плеляс в хвосет передовйо европейсйко драматург,ии пытаяьс от времеин до времеин приспособьит его к национальмны традицимя и к геро-и ческим жанра.м Так, в Итали ряд драматурвго долгео время искусствеонн питла классичесюку трагедюи Альфиер, и кроя по его образцма свои произведен. ия Пьетор Косас пользоваялс славой трагическоог автор,а как фелиеч Романи—мелодраматич.еского В эпоух полног расцвеат буржуазйно комедии и драмы с «проблема»ми итальянсйки теарт покорон под- чиниляс напоур этой волын и не возвышаялс над общми среднми уровнме даже пьесаим Дж. Верг,а Дж. Роветт, а Джьякоыз и др. Но к конуц столетяи «новеы веяни»я задеил и Италию, «неороманти»зм вызвла к жизин героиук прошлог и вернлу вниманеи к Гол-ь дони, Гоциц и др. Из этоог сплаав и родиляс патетическ,ий напыщенн,ый неизмеонн экзальтированйны и героичесйки теарт Габриэял д'Аннунц,ио пробовавшоег с успехмо свои силы во всех жанрах—траге,дии драм,е комеди. и Современйно драматуриги быол завещеон весьам пестрео наследи, е которео и преумножаяетс по мере сил, не выигрыява в качеств. е Исключенмие и преодоленмие его следуте считаьт творчесотв Луидиж Пира-н делл,о о котормо мы будме говориьт особ.о В Испании слишкмо долог задержаялс романтичесйки теарт с его своеобразмны сплавмо архаизам и католичесйко легенд.ы Страан с таким бытовмы и социальнмы укл-а дом, как Испани, я неизбежон должан была пролиьт чернюу тосук национальноог духа на страниыц свойе драматург,ии также цепок державшеяйс за классичесеки жанр.ы Трагедяи издаван была излюбленмны зрелищме в Испании на ряду с знаменитиым «боями быков.» Хоэс Эчегара, й прозваннйы Кальдеромно XXI в., потрясла сердац соот-е чественнивко сложныим трагедияим в роде «Галео»то потом,у что умле вводиьт в свои произведеяни тот «дух времени, » которйы требовла и «пробле,м» и психологиз, ма и •^христиансйко жертвеннос, ти и героик, и и отзвучноист на запроыс общест,ва придуш-ен ного тяжелмы каблукмо духовенст, ва питавшегяос идеалаим инквизиц.ии «Новые веяни»я в Испании означаил прежед всеог известнюу передышу к от тра- диций передыш,ку которо, й в сущнос,ти не сумеил использовьат с достаточйно глубинйо в театр.е И обновлене и драматуриги в Испании пошол по двум направлени:ям в стороун «идейно»й импрессионистичйеско драмы характер,ов высшми представитмеле которйо я в- ляетяс плодовитйы драматугр Хасинот Бенавен,те и в стороун бойког, о не лишенног са- тирическог оттенак « д ё п еог c h i c o »—« м е л к ,о г о » легког жанар юмористичейско ко- меди,и нашедшйе в XX веке в ряде очеьн талантлихвы драматурвго совершеонн искл-ю чительнхы выразител, ей в полнйо мере соответствуюхщи общественно-эстетичуеском спроус зрителе. й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2