Сибирские огни, 1928, № 5
Все фарисейсотв и вся лживоьст буржуазйно «этиик приличи»й прозвучиал в этом заявлении артистк, и не постигавшй е побуждейни героиин Ибсен, а заставившоег Но- ру уйти из дому и искаьт путйе к самостоятелйьно жизн.и Однак,о эта волна «возрожденоног трагизм»а прошал не совсме бесследон для евр-о пейског театр.а Если она не упрочиал трагеди, и как жанр,а в драматуриги конац века,от она все же породиал большео брожен,ие вызваал исканяи и освежиал затхлюу атмосфуер безыдейнхы репертуавро в Европ. е В саммо дел,е с именаим Ибсен, а Гауптма,на Мете-р линк,а Зол,я которы, й как драмату,рг был горазод слабе романис,та связна перидо ли- хорадочнхы исканйи и метанйи на ряде сцен Европ,ы перидо возникновеяни новых теа-т ров, возлагавшх и самые разнообразены программ, ы связаннеы не тольок с постановка,ми но и с идейнмы содержанмие репертуар.ов В классичесйко страен моды и максимальйно отзвучнонст на все «новое»—Ф-ран ции возниктае «Свободнеы теат»р Антуан, а шагнувшоег от положеняи простог служ-а щего «газовйо компани»и к кресул директоар театр,а благодяар таланут и чуткос,ти проявленнмы в отношении «новхы веяний. » В 1 8 87 г. он основла маленькйи теат,р вход в которйы был доступне лишь по приглашени, ям но репертура которог резок отл-и чался от репертуар всех остальнхы сцен Париж. а Не тольок драма Ибсен, а Гауптма,на Л. Толстог и классичесеки трагедии Шекспиар ставилиь с Ангуан,ом стремившиямс ознакомиьт рабочхи и интеллигенюци Париаж с произведениям классикво и предста-ви телей современноог реализм, а но и пьеыс молодхы драматург,ов не находившх и приюат на другхи сцена,х вследстеви слишкмо явно выраженйно «идейност.и» И Антуаун уд-а лось вызваьт к жизин большео чисол авторво и произведен, ий котореы долгео время удерживиал равновееси межуд новейшим достиженииям постанокво и значительйно со- держательноюсть репертуа.ра Теарт Антуаан стал однйо из опор реализм. а В это же приблизителоьн время в Лондоен возникал закрытяа студяи «Стейд ,ж» в которйо находил воплощеени все пьеыс Европ,ы но тем или иным причинма лише-н ные праав «свеат рамп»ы у себя на родин,е или являвшияес крупныим новинкам. и Чо- порносьт и «прилич»ие англична сказалиьс в том, что «Стейд»ж был «закрымты театро»м для избранны, х но по своеум либералиузм и натуралистичемски тенденцмия он вполен отвечла духу «новхы веяннй. » Там, межуд прочи,м ставилиьс пьеыс Толсто,го Горьког, о Л. Андрее,ва Ибсеан и т. д. К этому же театур примкнлу и парадоксальн, ый остро-ироничейски и бунтарсик настроенйны Бернадр Шо,у отказавшияйс от традици-он ных определейни для свохи пьес—«драм, а» «комед»ия и т. д,. и изобревшйи свое—• «драматичесяка дискусси,я» что великолеопн отвечаол самоум характеур драматуриги английског сатири.ка Реакцяи к классиек и реалистичесеки тенденц,ии преломленены весьам сво-е образон черзе призум «новхы веяний, » нашил свое отраженеи и в Германи, и постепеонн начинавшйе проникатяьс величественйно героикйо сценариве и музыик Рихарад Вагнер; а ее исканяи отразильис в организаици труп типа «мейнингенц,ев» прошил черзе полоус индивидуалиазм и трагиик Ибсеан и Гауптман и сказалиьс на проблематеик Зудерма.на Но это движенеи конац века имеол и другюу сторон. у «Новеы веяни»я несил в себе не тольок зерна реализм, а натуралиазм и героичесйко трагик,и но и сложнйы сплва «неоромантик, и» «символизм, а» «мистициз»ма и психологиз, ма отвечавшй и полнее и интимнее настроенмия общест,ва метавшегяос от чистйо безыдейноист к самым провал- ь ным проблема теософи, и спиритиз,ма тайн и видени, й расплывчайто романтик и мист-и ческих чаяни,й характернхы для класс,а клонящегяос к закат.у На сцене эти сумбурнеы и беспочвенены настроеняи стаил находиьт воплощеяни в мелодрам, е в «пьесха с настроение,м» в лиричесхки комеди,ях гусот и пестор окраше- н ных психологизммо и орнаментировахнны несложниым завитушкиам «пробл»ем и «идей.» Конечн, о бытовяа канав псевдореалиазм сохранильас полносють со всем ее при- вычным рисунко. м И такео сочетанеи традиционноог адюльте,ра мужа-рогоно,сца ме- лодраматичейско проституитк типа Маргарыит Готь,е с психологизм, ом «мистичесмки индивидуализм»ом и прочиим пряностиям «неоромант»ики породиол весьам богатюу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2