Сибирские огни, 1928, № 5

Но «идейнос»ть буржуазноог театар в эту эпоух -не трагичн, а а тольок драмати- ч на по коллизи,ям чаще всеог приводящми не к героиек борьыб и гибел,и а к исканюи «выхоад из положени,я» компромис, са предназначеноног не слишкмо волновьат меща-н ски-прозаичиеск настроенноог зрител. я Роковяа обреченноьст трагическоог исхоад ок-а залаьс не по плеуч буржу, а искавшеум в театер не «очищени,я» «катарсис,а» в арист-о телевскмо смысл, е не нравственноог потрясеня и эмоцйи и сознани, я а всеог лишь «ра-в влечения, » отдых, а здоровеол утробног смеах над недостаткиам сосед,а угловатосють и неловкосють мечтатеял и «забавност»ью семейног уклаад втрое:м муж, жена и любо-в ник... К вариацимя на тему адюльтаер и свелас, ь в сущнос,ти вся «половяа проблем» а буржуазнйо драматург,ии подобон том,у как к финальнуом выстреул из револьваер или глотук яда свелаьс героиак «высокйо драматурги. и» Прохладнеы эмоци,и в исключите-ль ных случахя прорывающяиес истеричесмки визго,м заменил потрясаюющу глубиун и многогранноьст высокхи чувсвт и стремлейни трагеди, и идейнео содержаени которйо в свою очереьд подменильос остроуми,ем развязнйо болтовнйе на все решителоьн т емы— ( «с ученмы видмо знатоак коснутяьс до всеог сле г ка !,» ) а огромнео волевео напряж- е ние, довлевше е героичесйко трагик, е выродильос в ловкюу и бойкюу интриг, у опутавшюу паутинныим сетяим все социальнеы отношеняи люде:й тут и мир дельцо, в и деньг,и и классовеы противореч, ия и проблеам брак,а семь,и адюльте,ра собственно,сти долаг и т. д,. и т. д. Но чтоыб весь этот пестрйы и крикливйы клубко стал достаточон убедительмны и дошле до воловьхи нервво самодовольоног зрител, я пришедшоег в теарт развлечь, ся буржуазня а драматуряги нашал выхдо в чисот техничесхки совершенсхтва и роскоиш постанов,ок сценичесхки воплощен,ий игр,е световхы эффект,ах вращающияхс сценха и прочхи достижени, ях связаннхы с новейшим изобретениям в обласит механик и пиротехни.ки Стремленеи к декоративйно постановочно,сти к «историчесйко правде, » «археол- о гическйо верност,и» роскоиш обстанов,ки бутафор,ии к экспресиси и стилизаици «то- нов» и отражен,ий костюм,ов жество и декламации—шимроки потокмо стаол затопльят сцены буржуазноог театр,а все боле и боле отдававшегяос во власьт чисто-зрелищхны эффекто, в попиравшх и «содержан»ие и «иде»и пьес,ы подчеркивавхши тольок пафсо искусственниост и отвечавшх и вполен той роли «предприят,ия» коммерчесйко отрасил промышленно,сти приносящй е изряднеы доход,ы на которюу был заведом обречне театр в условихя капиталистичесоког стряо Европ.ы Разумеет,ся что при такмо положении вещйе идейнео содержаени репертуар пе- рестаол вообще имеьт значени, е и чем «легче, » бессодержателеьне и «занятн»ее был спектакл, ь тем больше барышйе он мог принесит своеум хозяин. у Такяа подчеркнуята беспринципньост в обласит одноог из самых могущественхны искуссвт сказывальас осо- бенно ярко в периоыд общественхны кризисо, в потрясейни и сдвиго, в угрожаюхщи «священнмы устоя»м буржуазноог стро.я В такие периоыд теарт деградиролва с исклю- чительнйо отчетливост,ью прикрыява ярким,и балаганно-крикливьш заплатаим внешнхи эффектво проваыл и дыры свойе безыдейнос. ти Разве не замечатель,но что та стряу обновленйно драматург,ии которюу можон на- звать «возрожденмие трагизм»а и которяа во вторйо половиен века вдргу прорвальас из холоднхы севернхы стрна в творчесетв Ибсен, а захватви на континеент Гауптма,на Ме- терлинак и их школ,у принуждаен была искаьт сценичесхки воплощейни в ставшхи уже традиционниым формма банальнхы постанов,ок или прорывьат новео русол черзе «н-а туралистическ»ий теат,р вызывавшй и недоумен,ия пожимаени плечам, и а то и просот прокляти, я как нечот «новое, » непонятено и совсме сумасшедш? ее Уместон вспомни,ть что в однйо из сильнейшх и свохи трагедийв— «Кукольмно доме»—Ибнсе принужнде был измениьт заключительюну сцеун по требованюи дирекции и но каприуз артистк, и выступавйше в роли Норы и заявивш,ей что она не можте играьт роль такой «чудовищйно женщины, » которюу не трогате вид спящхи детйе и она с таким упорствмо рвет священнеы узы брака». . .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2