Сибирские огни, 1928, № 5
Р. КУЛЛЭ Теетр современной Европы 1. Сцена всегад быал чувствительмны барометмро общественхны настроен.ий Античняа трагедяи и комедяи потоум и занимаил такео высокео месот в древнйе Греци,и что они отчетлиов и образон отражаил те самые этическеи и социальнеы норм,ы которые неясон зреил в сознании общественхны груп и классо. в Средневекойвы теарт с его передвижниым сценаим и массовмы участиме всеог почти населеняи в постановхка черзе цеховюу структур городског стряо неизбежо н должне был отражаьт в мистери,ях а особенон в «маралит,э» фарсха и «фастнахтш- пи лнх» все оттеник настроенйи средневекоовог общест.ва Такео бессмертено произведен, ие как «Адвокта Патэлен, » потоум и упрочиол свою слаув в века,х что оно целикмо пре- ломляол практиук быат черзе призум невзыскатель,ной но очень меткйо сатир,ы з а тра г-и вавшйе самые актуальнеы стороын социальноог уклаад эпоих городског хозяйсатв и становленяи торговог капитал. а Как «фаблио, » новелал и анекдо, т родившияес и окре-п шие в среед молодйо городскйо буржуаз,ии т ак и фар,с послуживйши зернмо для буд-у щей комеди, и связаын в истори своеог развитяи с цветистйо шкалйо настроейни бур- жуазног общест,ва нашедшоег в таких драматург, ах как Молье,р Шилл,ер Мари,во Гольдон, и Лессин, г Лило и т. д. ряд ярчайшхи выразител. ей Характер,но что Ж. Ж. Русс,о резок осудившйи театрально- зрелийщны вид иску-с ства, всеми своиим идеяим содействолва расцвеут буржуазйно сантименталйьно драм,ы сменившйе в историчесмко процесес развитяи «классическ»ую трагедюи и повлиявшй е на диференциаоцш комеди, и как жанр,а В эпоух Великйо французсйко революици театр пережилва естественйны кризи, с мечаьс межуд героикйо трагедйи Вольте,ра окрашеннхы неизменон пафосмо «гражданственн»ости дореволюциохнны настроен,ий политичесйко агиткйо в стиел патриотически-революцмионно и «слезлийво комеди»ей типа Нивеьл де ла Шосс,э котора, я в конце-конц, ов и победи,ла к ак наихарактер-ней ший жанр для настроенйи буржуаизи начаал XIX век.а Театр вышле из революции на великео распутеь настроейни общества , -оглу-шен ного «империе,й» войнам, и «реставраци»ями и новыим революция,ми и потоум чуток стал отражаьт все колебаняи и искани, я котореы запутанныи м тропинкиам вели драм-а тургию Евроып от романтизам к реализм. у Трагедяи умерал вмесет с классовмы господстмво феодальйно аристократ, ии ус т-у пившйе «третьеум сослови»ю ареун в жя зни и н а подмостхка театр.а И буржуазяи до- шла постепенон до «своег»о жанр а—др а,мы которяа и укрепильас надолог на всех сце- нах Европ.ы В полнмо соответстиви с «криво»й общественхны настроейни находиятс и линяи эволюции буржуазноог театар за целео столети. е «Романтичес»кая и «мещанск»ая драм,а комедяи нраво,в характер,ов типо,в салоннйы фар,с водеви,ль «шаушпил, ь» «лустшпил,ь» «скэ т»ч и т. д. охватыватю все грани и оттеник настроейни и идейнхы устремлен,ий котореы порождальис социально-бытйово обстановйко Евроып в XIX веке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2