Сибирские огни, 1927, № 3

•событие, ибо мы знаем как живут такие -молодые музеи, ибо в жизни каждого т а ­ кого музея основным стержнем являет­ ся беззаветная преданность делу неболь­ шой группы работников музея при почти полном отсутствии материальных воз ­ можностей. ТомЬкий Краевой музей, возникший всего лишь пять лет тому назад, выпу­ стил свой сборник «Труды Томского Краевого Музея» т. I и запечатлел им свое направление, свою работу. Дер ­ жишь в руках эту опрятную, серую книж­ ку и думаешь: сколько энергии, труда, ухищрений и воли было приложено, чтобы выпустить ее в свет и какая гор­ дость у издателей теперь... Томский Краевой Музей создан во время революции. Но ; самая сущность Томска, старого сибирского города, имеющего на каждом шагу остатки си­ бирской старины и имеющего довольно длинную историю, наложила свой отпе­ чаток на содержание «Трудов». Ведь и самый музей возник и вырос на основе «памятников искусств и старины». Что мы имеем выдающегося в музее в числе его экспонатов—видно из пер­ вой статьи М. Б. Шатилова «Историче­ ский очерк и обзор Томского Краевого Музея». Перелистываем страницы, чи­ таем. «Степенная книга», написанная в 1560- 63 году. Книга «Хронограф», отнесенная к XVIII веку. Интересный отдел «Старина Томского края» с редкими гравюрами, планами, ар­ хитектурными зарисовками. Старинная мебель, картины. В несколь­ ких залах «аромат эпохи» старого Томска. Культурно-исторические ценности, глав­ ным образом, далекой старины, преобла­ дают, и естественно-исторический отдел возник совсем недавно. И в статье видно увлечение стариной музейных работников. «Былое вокруг нас, оно отходит в область преданий, спешите его зафиксировать». «Былое во­ круг нас. Познайте старое, чтобы тво ­ рить новое». Дальнейшие статьи тоже экскурсии в «томскую старину»: Н. Бакай. —Сибирь и декабрист Г. С. Батеньков; И. Д. Сере­ бренников. —Из томской старины. Сад Го- рохова; А. Шиловский. —Художествен­ ные сокровища Томска (посмертная ста­ тья); А. Шиловский. —Деревянная архи ­ тектура г. Томска (посмертная статья), И. Мягков. —Находка на горе Кулайнс. Ряд статей касается томской деревни: Бородкина М. —Деревня Итиора Томско­ го края; Слободской М. А. —Песни села Колорова, Томского округа; П. Т. При ходько. —К вопросу о приемах народной медицины в деревнях Томского края. И это все та же старая, глухая дерев ­ ня, которой не коснулась революция. В статье Слободского анализ песен­ ного творчества крестьян с. Колорова и, несмотря на заявления автора: «Меня интересовал вопрос, как мировая война и Октябрьская революция отразилась на изменении репертуара народного твор чества», мы среди частушек и про тяж ­ ных песен, почти исключительно на поч­ ве любовной лирики, находим лишь одну ( ! ) песенку в восемь строк, называе ­ мую «Комсомольская», да и та по шабло ­ ну и на мотив известный «Проведемте ж, друзья, эту ночь веселей»... И это в 20 верстах от Томска! Стран­ ная деревня Колорова! Неужели вся си­ бирская деревня такова? Нам приходи­ лось видеть сборники частушек в и зда ­ нии о-ва изучения Киргизского края (т. 1) и там масса частушек, отражающих и мировую войну и революцию. Да и во­ обще в деревне не редкость услышать частушки с отражением революции. В статье Бородкиной М. — «Деревня Итиора Томского края», (хозяйственно­ бытовые очерки), добрая треть статьи— прошлое деревни. Но и в остальном то л ь ­ ко упоминание про цены на продукты на 1924 год, возвращает нас к действитель­ ности. Все остальное—старая, старая томская деревня. Весь быт, кажется, з а ­ ключается в «покровах», «первых спа ■ сах», «облачение Христа в ризы» и т. д. и наряду с этим—будничная, рабочая жизнь крестьянства. Революции нет и следа. Неужели она миновала Итиору? А может автор ее миновал? В статье Приходько, по обследованию 1925 г., еще более жуткая картина «вра­ чевания» различных знахарок , бабок и т. д. с нелепыми обрядами, истязаниями больных и т. д. И это все в 20-30 верстах от Томска! Вся первая часть книги—памятник прошлого, отчасти живущего еще и ны­ не. Прошлого, иногда красивого, иногда жуткого, проклятого. Все это прошлое ярко встает перед нами на страницах книги. Музей—собиратель, регистратор и хранитель прошлого. Далее две статьи, тоже характерных для Томского края, это: А. Н. Аравий­ ский. —Шория и шорцы и М. Б, Шати­ лов. —Остяко-самоеды и тунгусы Прина- рымского района. В первой статье очень живо и нтерес- но написанной, автор, ее—врач А. Н. Ара­ вийский—по преимуществу касается во­ просов народной медицины у шорцев, попутно сообщая и этнографические на ­ блюдения и бытовые картины. М. Б. Шатилов очень подробно оста ­ навливается на быте и этнографии або ­ ригенов Нарымского края в прекрасно и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2