Сибирские огни, 1927, № 3
•событие, ибо мы знаем как живут такие -молодые музеи, ибо в жизни каждого т а кого музея основным стержнем являет ся беззаветная преданность делу неболь шой группы работников музея при почти полном отсутствии материальных воз можностей. ТомЬкий Краевой музей, возникший всего лишь пять лет тому назад, выпу стил свой сборник «Труды Томского Краевого Музея» т. I и запечатлел им свое направление, свою работу. Дер жишь в руках эту опрятную, серую книж ку и думаешь: сколько энергии, труда, ухищрений и воли было приложено, чтобы выпустить ее в свет и какая гор дость у издателей теперь... Томский Краевой Музей создан во время революции. Но ; самая сущность Томска, старого сибирского города, имеющего на каждом шагу остатки си бирской старины и имеющего довольно длинную историю, наложила свой отпе чаток на содержание «Трудов». Ведь и самый музей возник и вырос на основе «памятников искусств и старины». Что мы имеем выдающегося в музее в числе его экспонатов—видно из пер вой статьи М. Б. Шатилова «Историче ский очерк и обзор Томского Краевого Музея». Перелистываем страницы, чи таем. «Степенная книга», написанная в 1560- 63 году. Книга «Хронограф», отнесенная к XVIII веку. Интересный отдел «Старина Томского края» с редкими гравюрами, планами, ар хитектурными зарисовками. Старинная мебель, картины. В несколь ких залах «аромат эпохи» старого Томска. Культурно-исторические ценности, глав ным образом, далекой старины, преобла дают, и естественно-исторический отдел возник совсем недавно. И в статье видно увлечение стариной музейных работников. «Былое вокруг нас, оно отходит в область преданий, спешите его зафиксировать». «Былое во круг нас. Познайте старое, чтобы тво рить новое». Дальнейшие статьи тоже экскурсии в «томскую старину»: Н. Бакай. —Сибирь и декабрист Г. С. Батеньков; И. Д. Сере бренников. —Из томской старины. Сад Го- рохова; А. Шиловский. —Художествен ные сокровища Томска (посмертная ста тья); А. Шиловский. —Деревянная архи тектура г. Томска (посмертная статья), И. Мягков. —Находка на горе Кулайнс. Ряд статей касается томской деревни: Бородкина М. —Деревня Итиора Томско го края; Слободской М. А. —Песни села Колорова, Томского округа; П. Т. При ходько. —К вопросу о приемах народной медицины в деревнях Томского края. И это все та же старая, глухая дерев ня, которой не коснулась революция. В статье Слободского анализ песен ного творчества крестьян с. Колорова и, несмотря на заявления автора: «Меня интересовал вопрос, как мировая война и Октябрьская революция отразилась на изменении репертуара народного твор чества», мы среди частушек и про тяж ных песен, почти исключительно на поч ве любовной лирики, находим лишь одну ( ! ) песенку в восемь строк, называе мую «Комсомольская», да и та по шабло ну и на мотив известный «Проведемте ж, друзья, эту ночь веселей»... И это в 20 верстах от Томска! Стран ная деревня Колорова! Неужели вся си бирская деревня такова? Нам приходи лось видеть сборники частушек в и зда нии о-ва изучения Киргизского края (т. 1) и там масса частушек, отражающих и мировую войну и революцию. Да и во обще в деревне не редкость услышать частушки с отражением революции. В статье Бородкиной М. — «Деревня Итиора Томского края», (хозяйственно бытовые очерки), добрая треть статьи— прошлое деревни. Но и в остальном то л ь ко упоминание про цены на продукты на 1924 год, возвращает нас к действитель ности. Все остальное—старая, старая томская деревня. Весь быт, кажется, з а ключается в «покровах», «первых спа ■ сах», «облачение Христа в ризы» и т. д. и наряду с этим—будничная, рабочая жизнь крестьянства. Революции нет и следа. Неужели она миновала Итиору? А может автор ее миновал? В статье Приходько, по обследованию 1925 г., еще более жуткая картина «вра чевания» различных знахарок , бабок и т. д. с нелепыми обрядами, истязаниями больных и т. д. И это все в 20-30 верстах от Томска! Вся первая часть книги—памятник прошлого, отчасти живущего еще и ны не. Прошлого, иногда красивого, иногда жуткого, проклятого. Все это прошлое ярко встает перед нами на страницах книги. Музей—собиратель, регистратор и хранитель прошлого. Далее две статьи, тоже характерных для Томского края, это: А. Н. Аравий ский. —Шория и шорцы и М. Б, Шати лов. —Остяко-самоеды и тунгусы Прина- рымского района. В первой статье очень живо и нтерес- но написанной, автор, ее—врач А. Н. Ара вийский—по преимуществу касается во просов народной медицины у шорцев, попутно сообщая и этнографические на блюдения и бытовые картины. М. Б. Шатилов очень подробно оста навливается на быте и этнографии або ригенов Нарымского края в прекрасно и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2