Сибирские огни, 1927, № 3
.ставленные Мамаевым, Терновским, Фи липповым и Пигнатти. Они наполнены книгами о местном крае по преимуще ству и стоят нескольких второстепенных библиографических пособий, вместе взятых. Отмежевавшись в своем понимании библиографии в рамках «печатных п ро изведений», автор не включил и катало гов рукописей Тобольского музея, со ставленных Терновским и позже (1907 г.) Филипповым. Указанием некоторой неполноты «Ука зателя» мы только посильно выполнили вышеприведенную просьбу автора о по полнениях. В заключение обзора работ Н. В. Здоб нова мы можем только пожелать во з можно большего распространения их, чего они вполне заслуживают, но неко торым препятствием на этом пути могут встать сравнительно высокие цены и на ту, и на другую книгу, хотя они и выш ли с промежутком почти в два года. П. Казаринов. К. Иностранцев.—Хунну и Гунны. Тру ды Туркологического Семинария. Ле- нингр. Инст. Вост. Жив. Языков. Эта книжка в первом издании явля лась, по об ’яснению автора , студенче ской работой на предложенную факуль тетом восточных языков тему. Она о т носится к концу прошлого века. Второе издание не переработано, а лишь допол нено обзором литературы (очень непол ным) за первую четверть XX столетия (послесловие, 124-152 стр). Автор ставит две задачи: установить взаимоотношения (родство) между хун ну китайских летописей и гуннами ев ропейских исторических памятников и выяснить этническую принадлежность тех и других. Так как автор не был лин гвистом и этнографом, то он остался в пределах обзора научной литературы, а где пытался подбивать итоги, там ро ковым образом обрекал себя на опыты компромиссных и эклектических реше ний вопроса. Если, в конце-концов, все- таки читатель получает впечатление о каком-то наметившемся решении вопро са, то это не результат работы автора, а определившиеся достижения обозревае мой научной литературы. По внешности работа напоминает ан а логичный труд нашего покойного зн а менитого турколога академика Радлова по уйгурскому вопросу. Но Радлов был крупнейший знаток турецкой этногра фии и турецких языков. Несмотря на то, что его работа была проделана до рас шифровки орхонских надписей (даже на -путях к этой расшифровке) , у него чув ствуется всюду твердая рука мастера своего дела. В отношении происхождения гуннов было высказано несколько теорий: Пал- лас, Амедей, Тьерри, Шмидт и Бичурин высказались за монгольское их проис хождение; наш известный географ П. П. Семенов и некоторые французские ученые были сторонниками финской т е ории; была славянская теория, предста вленная Венелиным, Иловайским и Забе линым; наконец, в настоящее время наи более сторонников имеет теория, счи тающая гуннов турками (или тюрко-та- тарами, как некоторые еще выражают ся),—ее видными представителями я в ляются Абель Ремюза, Клапрот, Аристов, Радлов и другие. Вместе с тем теперь мало сомнений вызывает отожествление гуннов и хунну. Дело представляется так. В первом веке перед нашей эрой империя хунну нача ла разлагаться, чем воспользовались ки тайцы. Началось движение отдельных хунн- ских групп на запад ,—согласно китай ским летописям. Одновременно у рим ских и греческих писателей появляются сведения о гуннах в области северного Каспия. В конце первого века схлынула на запад уже значительная масса. Это совпадает с началом великого переселе ния народов. Автор рассматриваемого сочинения ставит правильный вопрос: об участии в хуннской племенной группе монгольско го, турецкого и тунгусского элементов, и вообще о взаимоотношениях как этих элементов, так и т. н. финно-угорского в урало-алтайской семье народов. Автор в своем распоряжении соответ ствующих материалов не имел, но их должно быть в наличности уже не мало. Когда говорят о монгольском типе, имеют в виду известное строение черепа и соотношение лицевых показателей, включая и разрез глаз (между проч., «монгольское веко»); но этот, т. н., мон гольский тип свойственен не только мон голам (напр., значительной части бурят), но и туркам (казаки, кыргысы, якуты и др.), и тунгусам, и финно-самоедам; с другой стороны, во всех этих группах наблюдается наличность и других ти пов—резко отличных, приближающихся или к, т. н., арийскому, или «американ скому», или какому-либо своеобразному. Среди халхасцев и хетченцев наблюда ются представители высокого или сред него роста, с орлиным носом, резкими, удлиненными чертами лица, своеобраз ным цветом кожи; среди бельтиров на Абакане встречаются лица—ни дать, ни взять с иллюстраций Майн-Рида или Фе- нимора Купера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2