Сибирские огни, 1927, № 3
фельду». Л. 1924. Впрочем, не отсутствует ли вообще отдел «Письма», как и «Пись ма Блока», сознательно: в таком случае— почему? По какому историко-литератур ному или библиографическому принципу? В связи с пропусками, отметим не сколько неточностей. На стр. 20 ука за но: Н. Асеев. —Сибирская бась. Чита. 1922. 103 стр.; на стр. 54 —Д. Бурлюк.— Сибирь. Сонет. Чита. 1922. 103 стр. и на стр. 264—С. Третьяков. —Путевка. Чита. 1922. 103 стр. Создается впечатление, что речь идет о трех книгах, вышедших од новременно в Чите и имеющих одинако вое количество страниц. В действитель ности же, ни одной из этих трех книг в природе не существует (да и едва ли мог существовать сонет в 103 страницы!), но имеется такая книжка: Н. Чужак. —Си бирский мотив в поэзии (от Бальдауфа до наших дней), Д. Бурлюк. —Сибирь. Сонет. Н. Асеев. — Сибирская бась. С. Третьяков. —Путевка. Стихи. Ч. 1922; изд. «ПТАЧ». 103 стр. Еще несколько слов в связи с полно той. Представляется сомнительной и та скрупулезность, с которой составители отмечают все переиздания. «Правонару шители» Л. Сейфуллиной переиздавались чуть ли не десять раз. Они были изданы и в Новосибирске, и в Екатеринбурге, из давались и Госиздатом, и «Молодой Гвардией», но имеет ли это значение при изучении современной литературы, тем более, что, вероятно, и здесь не все уч тено, особенно из провинциальных пере изданий. Так, например, не отмечено, ведь, отдельное издание «Четырех Глав», вышедшее в Барнауле в 1922 г., а, между тем, последнее для изучения творчества и роста Сейфуллиной имеет неизмеримо большее значение, чем все переиздания «Правонарушителей» и «Перегноя», так как является первым отдельным изда нием Сейфуллиной. Перейдем теперь к следующему прин ципу. Из дореволюционной литературы вводятся произведения, запрещенные в свое время цензурой. Мы не возражали бы против этого, но при одном условии: выделения в совершенно самостоятель ную главу, может быть, в качестве при ложения. Но растворять среди творений сегодняшнего дня произведения 70-80-х годов, конечно, совершенно недопу стимо. Кроме того, почему из такого рода произведений составители ввели только Барыкову, Айзмана, еще два-три имени? За эти годы широким кругом читателей впервые стала известна «Гаврилиада» Пушкина; впервые опубликован легально «Поп» Тургенева, впервые появились в легальной печати запрещенные ранее творения Некрасова, Л. Толстого и много других, заслуживающих не меньшего внимания, чем «Царь Ахреян» Бары ковой. В чем же дело? Не свидетельствует ли это об отсутствии не только историко- литературных, но и библиографических критериев. Но, кроме произведений, запрещен ных царской цензурой, вводятся также и такие, которые получили лишь в на стоящее время широкое распростране ние. Здесь уже, конечно, абсолютный отказ от каких бы то ни было крите риев, здесь уже открывается полная до рога авторскому произволу и своеволию. Почему, по мнению составителей, из вестная в старину мелодрама Александро ва «Песнь Горя», «получила распростоэ^ нение только в настоящее время»? И почему не нашлось места для книжки по смертных стихов Инн. Анненского (изд. «Карточный Домик». Пб. 1923)? Таких не доуменных вопросов можно поставить не один десяток. Кстати, не следовало бы особо огова ривать при некоторых произведениях время их первого опубликования, напр., не следовало ли бы указать при «Соло вьином Саде» Ал. Блока, что впервые эта поэма была напечатана в 1915 г., то же при рассказе Н. А. Лазарева. Попутно заметим, что в пореволюцион ных изданиях его фамилию печатали, соединяя с псевдонимом: Лазарев-Тем- ный (напр., Лазарев-Темный. —Юбилей блохи. Изд. «Кузница». М. 1923),—в ука зателе это двойное именование не от мечено. И, наконец, последнее наше замеча ние: хотелось бы видеть более строгое . 'распределение материала ino годам, а внутри каждого года по алфавиту,—в книге же названия художественных про изведений и критической 'литературы приведены подчас с поразительной не ряшливостью. Вот, для примера, р а зр а ботка начального периода творчества Сейфуллиной по справочнику: Правонарушители. «Сиб. Огни». 1922, кн. 2. Тоже. Сиб. Обл. Госиздат. Новон. 1922. Тоже. Изд. «Мол. Гв.». М. 1923. Тоже. Изд. «Уралкнига». Екат. 1924. Перегной. «Сиб. Огни», 1922, кн. 5 (опечатка, след. кн. 3). Ноев Ковчег. «Сиб. Огни», 1922, кн. 4. Четыре главы. «Сиб. Огни», 1922, кн. 1. Перегной. Изд. «Круг». М. 1923. Каков же здесь основной принцип рас пределения? Во всяком случае, здесь не выдержаны ни алфавит, ни хронология. А библиография, это—порядок и си стема. Но, конечно, было бы глубоко не справедливо недооценивать из-за этих недочетов и промахов всего значения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2