Сибирские огни, 1927, № 3
«Хорошо тут будет тебе, братко, и с первым же сивером снегом закатит, тихо так, тепло' под снегом будет—зверь не тронет!». Автор—сам охотник, хорошо знает язык природы и любит его неуловимые знаки. Описания природы сдержаны и силь ны, хотя весь рассказ наполнен блеском снега и тайгой. Только сибиряк мог найти такие лю бовные эпитеты при описании снега, как у Пермитина. Снег сравнивается с мягким песцовым мехом, с хрустким перламутровым оке аном. Весь рассказ—своеобразная алтай ская снежная поэма. Сдержанность у автора видна при опи сании смерти и похорон Нефеда. Автор описывает кержацкую среду спокойно, ее не идеализирует и не би чует. Любовные похождения уставщика и начетчика кержацкого Садок Саверья- ныча описаны им просто, без выкриков: «На радостях, со свиданьем—туясок бражки распили, а ночью, будь он бла гословенный баловник, на постель к ней будто невзначай пал, да так и продер жал ее до самого рассвету, поиспромял всюе—прости ты иво, восподи, угоднич ка праведного^. Автор хорошо схватывает особенно сти алтайского кержацкого говора, без надуманности и без натяжки. Сочны и цветисты имена героев: Зо- тик, Мокей, Вонифатьич, Садок Саверья- ныч и др. Любопытен и в художественном, и в этнографическом отношении заговор де да Наума. В последнее время мы привыкли в ли тературе к разломанной, колючей и не- А. М. Витман, Н. Д. Покровская (Ха имович), М. Е. Эттингер. — Восемь лет художественной литературы (1917-1925). Библиографический справочник, под ред. и со статьей М. А. Рыбниковой —«Семи нарий по современной литературе». Госуд. Изд. Москва-Ленингр. 1926 г. Стр. 1-380. Как указано в предисловии, настоя щая работа имеет целью дать, по воз можности, полный перечень художе ственных произведений в период време ни с 1917 по 1925 г. включительно, с кри тической литературой о них. Состави лась она в результате практических з а нятий литературно-методического семи нария московских словесников. Назначе ние книги—всецело практического х а рактера. «Она вызвана к жизни настой- правильной фразе. У Пермитина фраза гармонирует с содержанием—закончен ная, округлая и полновесная, без умолча ний, без многоточий. Дебют автора следует признать удач ным. Правда, есть и недостатки в рас сказе, избавиться от которых можно и следует упорной работой над собой. Неопределенны очертания фабулы рас сказа. Есть многотемность, излишняя многогранность. Отсутствует концентра ция внимания на одной нити рассказа. Автор подробно останавливается на опи сании заимки Вонифатьича и на второ степенных лицах рассказа. Может быть, это следствие писатель ской жадности, желание в одном расска зе вылить богатый запас своих наблю дений и образов? Излишняя угодливость произношению в орфографии: «ишшо, чито, ково». Ан дрей Белый так писал в «Серебряном Го лубе», но именно1 в этом не следует ему подражать. Не следует употреблять провинциализ- мов в тех местах, где писатель говорит от себя «задул свет» вместо «погасил огонь». Не подходит к кержацкой семье легко мысленный и даже двусмысленный об раз: «...парнишки и девчонки штопором ввинчивались прямо промеж ног взрос лых»... Автор упорной работой над техникой фразы, повышенной требовательностью к себе может избавиться от подобных не достатков. У автора есть многое для органиче ского художественного роста—глубокое знание Алтая, сильный язык, жадность к жизни, а — главное—любовь к ней. П. Комаров. I чивым требованием читателя—знать, что издано таким-то автором и что написа но об авторе критикой». Нужно сразу же отметить: с этой точ ки зрения книга является несомненно нужным и ценным пособием,—она охва тывает свыше 700 авторов, из которых значительная часть приведена с почти исчерпывающей критической литерату рой. Составители, по их ,заявлению, про смотрели, по большей части, de visu несколько десятков журналов, альмана хов, сборников, изучили материалы ос новных московских библиотек, книжных складов нескольких издательств, нако нец, проработали существующие библи ографические указатели. Таким образом, проделана огромная работа, выполнено
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2