Сибирские огни, 1927, № 3

«Хорошо тут будет тебе, братко, и с первым же сивером снегом закатит, тихо так, тепло' под снегом будет—зверь не тронет!». Автор—сам охотник, хорошо знает язык природы и любит его неуловимые знаки. Описания природы сдержаны и силь­ ны, хотя весь рассказ наполнен блеском снега и тайгой. Только сибиряк мог найти такие лю­ бовные эпитеты при описании снега, как у Пермитина. Снег сравнивается с мягким песцовым мехом, с хрустким перламутровым оке­ аном. Весь рассказ—своеобразная алтай­ ская снежная поэма. Сдержанность у автора видна при опи­ сании смерти и похорон Нефеда. Автор описывает кержацкую среду спокойно, ее не идеализирует и не би ­ чует. Любовные похождения уставщика и начетчика кержацкого Садок Саверья- ныча описаны им просто, без выкриков: «На радостях, со свиданьем—туясок бражки распили, а ночью, будь он бла­ гословенный баловник, на постель к ней будто невзначай пал, да так и продер­ жал ее до самого рассвету, поиспромял всюе—прости ты иво, восподи, угоднич­ ка праведного^. Автор хорошо схватывает особенно­ сти алтайского кержацкого говора, без надуманности и без натяжки. Сочны и цветисты имена героев: Зо- тик, Мокей, Вонифатьич, Садок Саверья- ныч и др. Любопытен и в художественном, и в этнографическом отношении заговор де­ да Наума. В последнее время мы привыкли в ли­ тературе к разломанной, колючей и не- А. М. Витман, Н. Д. Покровская (Ха­ имович), М. Е. Эттингер. — Восемь лет художественной литературы (1917-1925). Библиографический справочник, под ред. и со статьей М. А. Рыбниковой —«Семи­ нарий по современной литературе». Госуд. Изд. Москва-Ленингр. 1926 г. Стр. 1-380. Как указано в предисловии, настоя­ щая работа имеет целью дать, по воз­ можности, полный перечень художе ­ ственных произведений в период време­ ни с 1917 по 1925 г. включительно, с кри­ тической литературой о них. Состави­ лась она в результате практических з а ­ нятий литературно-методического семи­ нария московских словесников. Назначе­ ние книги—всецело практического х а ­ рактера. «Она вызвана к жизни настой- правильной фразе. У Пермитина фраза гармонирует с содержанием—закончен­ ная, округлая и полновесная, без умолча­ ний, без многоточий. Дебют автора следует признать удач­ ным. Правда, есть и недостатки в рас­ сказе, избавиться от которых можно и следует упорной работой над собой. Неопределенны очертания фабулы рас­ сказа. Есть многотемность, излишняя многогранность. Отсутствует концентра­ ция внимания на одной нити рассказа. Автор подробно останавливается на опи­ сании заимки Вонифатьича и на второ­ степенных лицах рассказа. Может быть, это следствие писатель­ ской жадности, желание в одном расска­ зе вылить богатый запас своих наблю­ дений и образов? Излишняя угодливость произношению в орфографии: «ишшо, чито, ково». Ан­ дрей Белый так писал в «Серебряном Го­ лубе», но именно1 в этом не следует ему подражать. Не следует употреблять провинциализ- мов в тех местах, где писатель говорит от себя «задул свет» вместо «погасил огонь». Не подходит к кержацкой семье легко­ мысленный и даже двусмысленный об ­ раз: «...парнишки и девчонки штопором ввинчивались прямо промеж ног взрос­ лых»... Автор упорной работой над техникой фразы, повышенной требовательностью к себе может избавиться от подобных не­ достатков. У автора есть многое для органиче­ ского художественного роста—глубокое знание Алтая, сильный язык, жадность к жизни, а — главное—любовь к ней. П. Комаров. I чивым требованием читателя—знать, что издано таким-то автором и что написа­ но об авторе критикой». Нужно сразу же отметить: с этой точ­ ки зрения книга является несомненно нужным и ценным пособием,—она охва ­ тывает свыше 700 авторов, из которых значительная часть приведена с почти исчерпывающей критической литерату­ рой. Составители, по их ,заявлению, про­ смотрели, по большей части, de visu несколько десятков журналов, альмана­ хов, сборников, изучили материалы ос­ новных московских библиотек, книжных складов нескольких издательств, нако­ нец, проработали существующие библи­ ографические указатели. Таким образом, проделана огромная работа, выполнено

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2