Сибирские огни, 1927, № 3
дал тот же Серафимович, который ска зал: «повесть живо и правильно отра жает эпоху 1905 года и ценна тем, что дает зародышевое образование будуще го коммуниста, 'показывает, как он по-( степенно выковывается в рабочей рево люционной среде». Действие «Встряски» развертывается в в промышленном провинциальном горо де средней полосы России, около вагоно строительного завода и на самом заводе. Слесарь Максим, большевик, привозит из Москвы рабочим прокламации и оружие. Начинается всеобщая забастовка. Полу чение манифества о «свободах» востор женно встречается всеми, кроме Максима и его единомышленников, понимающих, на какую удочку самодержавие хочет их поймать. Происходит первая большая демонстрация. Солдаты обещают под держать демонстрантов, но в последний момент выясняется, что солдаты заперты офицерами в казармы, а против демон странтов высланы казаки. Казаки дей ствуют не только нагайками, но и ору жием,—несколько человек убито. Р е ак ция крепнет и в центре. Из Москвы при езжает карательный отряд Семеновского полка, и начинается зверская расправа. Расправе помогают местные черносотен цы, сорганизованные купцом Мельнико вым. Таково, вкратце, содержание «Встряски». Эта повесть-хроника, повидимому, не претендует на особую художественную весомость. Добросовестно и местами увлекательно автор рисует бурные и грозные дни 1905 года. Живо вышли у него и массовые сцены и ряд отдельных фигур: большевик Максим, бунтарь Фролка, жуликоватый мастер Сыч, ли беральный директор завода, поблески вающий золотыми очками и помахиваю щий лисьим хвостом, и др. Конец повести заметно скомкан и, по жалуй, излишне мелодраматичен: целое сплетение убийств, треск разрубленных черепов, истерический вопль и хохот женщин и т. д. Мы отлично знаем, с ка кой жестокостью подавлялась революция 1905 года, но с художественной точки зрения нагромождение ужасов никогда не достигает эффекта , и сдержанно по ставленные точки, без восклицательных знаков, произвели бы гораздо большее впечатление. Во всяком случае, книга т. Козлова вполне заслуживает самого широкого внимания рабоче-крестьянской молодежи и может быть смело реко мендована во все городские и деревен ские, общие и школьные библиотеки. Жаль только, что с внешней стороны «Встряска» издана плохо, очень уж как- го буднично, и к тому же имеет не мало опечаток. А. Б. Е. Пермитин.—В белках. Рассказ. Но восибирск. Изд. Сибкрайохотсоюза. 1927_г. Стр. 35. Рисунки Ромова. Ц е на 25 коп. Автор этой книгой начинает свой пи сательский путь. Рассказ печатался в о т дельных номерах «Охотника и Пушника Сибири»; теперь, исправленный и сокра щенный, вышел отдельным изданием. Но рассказ Пермитина не специфично охотничий рассказ, призванный запол нить пробелы между специальными ста тьями журнала, это художественное про изведение, рисующее новые стороны си бирской жизни. Фабула взята из охотничьей жизни. Промышленник Нефед отправляется на зимний промысел вместе с малолетним братом Зотиком, идущим на промысел в первый раз. В погоне за соболем Нефед срывается в пропасть и разбивается. Зо- тик, оставшись один в белках, хоронит брата и отправляется полубольной до мой, не зная дороги. От усталости и бо лезни он ночью чуть не замерзает в сне гу. Его спасают охотники и приводят до мой, где он, после продолжительной бо лезни, выздоравливает. Действие про исходит в кержацкой среде Алтая. Если взять специальный разре з ве щи, она рисует рост и формирование мальчика (Зотика) в самостоятельного «хозяина», на руках которого неожида i- но оказалось хозяйство, семья и промы сел. Но какова художественная ценность вещи? Что художественного восприни мает в ней читатель? Как она сделана? В этой книге 'видишь Алтай: сверкают белки над зубчатыми спинами мохнатых гор, звенят ручьи, не замерзающие над крупными обрывами среди серебряных от инея пихт, несется снежный ураган, и ответным гулом поют горы, охваченные пьяным безумием. Тайга. Снег. Кедрач. Россыпи. В этой книге горят простые чувства промышленников-кержаков, оторванных от мира, затерянных в белках Алтая на промысле. Удачи. Поражения . Смерть. Любовь. Вот звериная радость охотника, на павшего на след соболя. «...четко, четко резнул, словно обжег такой кричащий след «зверя»*). Нефед припал на колено и для верности осто рожно подцепил на кожаную рукавицу следок, он рассыпался—свежеходкий!». Горечь, нежность и сила звучат в сло вах Зотика , заботливо собравшего остат ки брата и схоронившего их под снегом и камнями: *) Промышленники обязательно назы вают соболя „зверем“ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2