Сибирские огни, 1927, № 3

Отзывы о новых книгах. Петр Скосырев. — Бедный Хасан. Сти­ хи . 1926 г. Издательство Всероссийского сою за поэтов. 63 страницы. Цена 1 р. Лирика Петра. Скосырева посвящена, главным образом, Средней Азии и Си­ бири. Асхабад, Самарканд, Бухара , Семипа­ латинск, Барабинск,—именно в этих го ­ родах , если судить по авторским помет­ кам, написано большинство его стихов. Азия—благодарная тема для лирики. Это блестяще доказали, например, пер ­ сидские поэты. Азия соблазняла и евро ­ пейских поэтов и русских. Есть прекрас­ ные «персидские мотивы» у Есенина,— достаточно вспомнить его «Рука милой— пара лебедей» или «Шаганэ ты моя, Llia- танэ». Но в сокровищницу азиатской ли ­ рики едва ли войдут произведения т. Скосырева. Азия отражена им бегло, поверхностно, и на поэтической палитре е г о мало красок. Конечно, тут есть и верблюды, и шакалы, и скорпионы, и змеи и прочая фауна и флора востока, « о обо всем этом—в несравненно более убедительном художественном оформле­ нии мы уже много раз читали раньше. Среднеазиатский быт взят Скосыревым также в весьма банальном разрезе : не ­ верная жена, калым, минарет, базар. Стихи написаны в 1921-1925 г. г., а быт д ан исключительно старый, и сам автор откровенно заявляет: «Мои песни—клич с минарета... Мать-Россия, прими Магомета, Как непришедшая к нему гора». Еще более бегло и бедно изображена Сибирь. Вот, например, стих. «Сибирский ■вечер»: «Сибирский серенький денек. Лесок. Домок. Н ад ним дымок. Песок. И сгорбленный конек У чьих-то стоптанных (?) избенок.— Но над дымками—мгла и дым. А за домком—тайга и версты»... и т. д. Как видит читатель, ничего х ар ак т ер ­ но-сибирского в этом пейзаже нет, к ро ­ ме слова «тайга». Автор не чувствует Си­ бири, не любит ее и умеет по-сибирски только... ругаться. Он пишет: «Проклинаю медвежью Сибирь!.. ... Ой, и язви те, Обь, Синий Енисей, Алтай!.. Мою молодость Мне отдай!». Когда автор пытается быть оригиналь­ ным, его образы весьма неубедительны: «Сосновый (!) голос каменной бабы», «Соловьи, звенящие, как митральеза»... Техника письма далеко не бе зукори з ­ ненна. Евфоника хромает : автор д о ­ пускает в одной строчке 6 односложных слов—«Это те-ли, все те-ли же лужи». Есть в книжке пять-шесть стихотворе­ ний хороших, которые хочется перечи­ тывать. Но оправдывают ли эти отдель ­ ные вещи неудачную в целом книгу? А ведь издательская марка на ней все-та­ ки солидная: Всероссийский союз поэтов. Г. Вяткин. Ив. Козлов.—Встряска. Издательство «Новая Москва». Библиотека рабоче- крестьянской молодежи. 211 страниц. Ц е ­ на 75 коп. Сибирские читатели несколько зн а к о ­ мы с этой повестью: она печаталась (в сокращенном виде) в прошлом году г, нашей краевой газете «Советская Си­ бирь». Действие повести происходит к 1905 году и в этом ее главная обществен ­ но-историческая ценность. Первая русская революция, «генераль ная репетиция Октября» еще не доста ­ точно воплощена в нашей художествен ­ ной литературе , а кое-кем воплощена ис­ каженно, почти клеветнически (напри­ мер, в рассказах М. Арцыбашева—-«Ра­ бочий Шевырев» и др.). Лучшей вещью того времени является рассказ А. Сера ­ фимовича—«На Пресне», ярко рисующий московское вооруженное восстание. Лю ­ бопытно, что один из первых положи ­ тельных отзывов о «Встряске» Козлова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2