Сибирские огни, 1927, № 3
богатых и оборотливых фамилий Московского государства. Палицын писал царю, что «умирал» не только за города и государство, но и «за деревеньку твою государьскую», старался за «вечную большую прибыль» кавне госу даря. Нужно различать и в XV II в. интересы государства и государя— первого капиталиста в этом государстве. Впоследствии интересы государства смеши вались с «государьскими»; при первых Романовых— «государьские» с госу дарственными. Новые сибирские колонии сильно укрепили «самодержавие» Романовых. Драгоценные меха Сибири сыграли в значительной мере ту же роль, что и драгоценные металлы1Америки для укрепления абсолютизма в Западном Евро пе. Свободная наличность в царской казне сделала излишним обращение к собранию «всех чинов»— Земскому Собору, как на западе отмерли Etats дё- пёгаих. Доходы от Сибири составляли не менее одной трети всех дохо дов казны. Была ли «заочная государева вотчина»— Сибирь в подлинном смысле «вотчиной» государя, дворцовым владением, этот вопрос в исторической ли тературе пока не ставился, но что к Сибири применялись обычно порядки дворцового хозяйства и управления, это едва ли может быть оспариваемо. С этой точки зрения изучение того, как размежевывались сферы действия частного торгово-промышленного капитала и капитала «государева» и в ка кой плоскости происходила борьба между ними, представляет специальный интерес. В области сибирской истории пока идет накопление материалов. Время от времени1даже со стороны исследователей в этой области слышатся реши тельные голоса, что не наступило еще время для обобщающих работ. Может быть, не совсем неправы те, кто так высказывается. Накоплять материал нужно, нужно подрабатывать отдельные темы. Но надо ставить и общие Еопросы,— просто в интересах планомерности коллективной работы. В работах С. В. Бахрушина чувствуется наличность общих постановок, по крайней мере—для себя. Это выделяет его этюды из ряда других. Это как _бы кирпичики, которым уже намечается определенное место в строющемся здании. Это можно сказать и о маленьком экскурсе С. В. Бахрушина в область сибирской историографии. Туземные легенды в «Сибирской истории» Реме зова». Ремезов, как известно, пользовался не только письменными источни ками для своего труда, но и опросом очевидцев и фольклорным материалом. С. В. Бахрушин остановил внимание на группе легенд о смерти Ермака и чудесах на его могиле. Эти легенды относятся, между прочим, к чудодей ственным панцырям Ермака, которые были, с одной стороны, якобы даром паря Ивана Ермаку, с другой— послужили причиной его гибели и, с третьей— ста in очень популярными среда туземцев в связи с поверьями, приставшими к ним. Автор привлек любопытный архивный материал и путем остроумных сопоставлений пришел к выводу о скрупулезной точности Ремезова в запи сях устного материала. Это, с одной стороны, делает его труд заслуживающим значительного доверия, а, с другой— представляющим исключительной важности памятник народной словесности. Эта работа положительно подкупает своим свежим подходом к инте ресной историографической теме.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2