Сибирские огни, 1927, № 3

богатых и оборотливых фамилий Московского государства. Палицын писал царю, что «умирал» не только за города и государство, но и «за деревеньку твою государьскую», старался за «вечную большую прибыль» кавне госу­ даря. Нужно различать и в XV II в. интересы государства и государя— первого капиталиста в этом государстве. Впоследствии интересы государства смеши­ вались с «государьскими»; при первых Романовых— «государьские» с госу­ дарственными. Новые сибирские колонии сильно укрепили «самодержавие» Романовых. Драгоценные меха Сибири сыграли в значительной мере ту же роль, что и драгоценные металлы1Америки для укрепления абсолютизма в Западном Евро­ пе. Свободная наличность в царской казне сделала излишним обращение к собранию «всех чинов»— Земскому Собору, как на западе отмерли Etats дё- пёгаих. Доходы от Сибири составляли не менее одной трети всех дохо­ дов казны. Была ли «заочная государева вотчина»— Сибирь в подлинном смысле «вотчиной» государя, дворцовым владением, этот вопрос в исторической ли­ тературе пока не ставился, но что к Сибири применялись обычно порядки дворцового хозяйства и управления, это едва ли может быть оспариваемо. С этой точки зрения изучение того, как размежевывались сферы действия частного торгово-промышленного капитала и капитала «государева» и в ка­ кой плоскости происходила борьба между ними, представляет специальный интерес. В области сибирской истории пока идет накопление материалов. Время от времени1даже со стороны исследователей в этой области слышатся реши­ тельные голоса, что не наступило еще время для обобщающих работ. Может быть, не совсем неправы те, кто так высказывается. Накоплять материал нужно, нужно подрабатывать отдельные темы. Но надо ставить и общие Еопросы,— просто в интересах планомерности коллективной работы. В работах С. В. Бахрушина чувствуется наличность общих постановок, по крайней мере—для себя. Это выделяет его этюды из ряда других. Это как _бы кирпичики, которым уже намечается определенное место в строющемся здании. Это можно сказать и о маленьком экскурсе С. В. Бахрушина в область сибирской историографии. Туземные легенды в «Сибирской истории» Реме­ зова». Ремезов, как известно, пользовался не только письменными источни­ ками для своего труда, но и опросом очевидцев и фольклорным материалом. С. В. Бахрушин остановил внимание на группе легенд о смерти Ермака и чудесах на его могиле. Эти легенды относятся, между прочим, к чудодей­ ственным панцырям Ермака, которые были, с одной стороны, якобы даром паря Ивана Ермаку, с другой— послужили причиной его гибели и, с третьей— ста in очень популярными среда туземцев в связи с поверьями, приставшими к ним. Автор привлек любопытный архивный материал и путем остроумных сопоставлений пришел к выводу о скрупулезной точности Ремезова в запи­ сях устного материала. Это, с одной стороны, делает его труд заслуживающим значительного доверия, а, с другой— представляющим исключительной важности памятник народной словесности. Эта работа положительно подкупает своим свежим подходом к инте­ ресной историографической теме.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2