Сибирские огни, 1927, № 3
Андрей Палицын был племянником известного героя смутного времени келаря Троице-Сергиевского монастыря Авраамия Палицына, автора прокла маций, памфлетов и разного рода документов, относящихся к смуте. Андрей был также не лишен литературного таланта, бойко владел пером и среди по хождений военного и амурного свойства успел запастись недюжинной начи танностью, конечно, в духе своего времени. Этого сорта люди не были неприятны дворам первых Романовых, нрав ственный уровень которых отнюдь не был высок. Ни Кокорев, ни Палицын, несмотря на их мангааейские безобразия, не пострадали. Кокорев снова был назначен воеводой. Палицын после домашнего ареста был допущен вскоре к «царской ручке» и тоже благополучно воеводствовал. Обычное представле ние таково, что сибирские воеводы «сотрапствовали», пользуясь тем, что до бога высоко, а до царя далеко. Пословица должна быть применена иная. Вое воды прекрасно знали, что «ворон ворону глаз не выклюет». Такой прими тивный человек, как Кокорев, это прямо и высказывая. Он, по его словам, в Самаре и в Луках воеводой был и не такие еще там дела делал,— и «яз всех доносчиков пережил». Не поверит, по его словам, государь «мужикам», сколько бы их ни было. Поэтому, если он у кого даже кожу из-под коленок сдерет, ему за это ничего не будет. Порядок обделывания дел для него также ясен, и он его не скрывает. Придется поступиться, м. б., и десятой частью иму щества—нечего делать и> поступится, а своего* добьется. Кокорев и сам от крыто брал взятки и вполне был уверен, что в Москве всех и все можно купить: все дело в том, до каких пределов придется раскошелиться. Брал Кокорев сам; брала его жена; брали с живых, брали с мертвых. И вот с этими «живодерами» вступает в борьбу другой воевода, то- гарищ первого, Андрей Палицын, опираясь на недовольных Кокоревым лю дей и на свой полемический талант для изображения «премногих неподобных и зело прелютых чудес Григория Кокорева, чего невозможно ни от пога ных слышать, ни самому всему Мангазейскому городу и с уезды вместить в перочернительственное начертание». Но что представлял' этот автор «пе- рочернительственных» произведений? Он каждый день был пьян; во время пути для потехи принуждает людей глотать сырые грибы, за отказ бросает их в воду, велит привязывать к веревке и подтягивать под судно. Это, повидимому, лишь мелкие забавы, шутки начального человека. В обществе торговцев и попа этот воевода и сам напивается и других напаивает до того, что собу тыльник-поп «с ума сбрел», крест с себя сбрасывал и образ пречистой бо городицы грыз. Палицьгн в Мангазее поставил на видном месте, очевидно спьяна, какого-то «шайтана», «и тот шайтан учил людей пужать и молодых ребят давить». Торговые и промышленные люда, надо думать, также пребы вавшие в постоянном пьяном угаре, наконец, не вытерпели и сожгли шай тана. Палицын носил заговоры для привлечения к себе женщин, против «бе совского волшебства» Кокорева, стремившегося его «извести», и его жены, которая добывает ногу утонувшего татарина, чтобьи добыть из той ноги мозг для разных процедур. Вся эта кошмарная обстановка обволакивает пытки, вымогательства, безудержное казнокрадство и взяточничество, издевательство Кокорева с женой над мужчинами, женщинами и детьми. Те «человеческие» документы, которые удалось сгруппировать автору, облекают плотью и кровью «довольно схематизированные, ставшие трафаретными, литературные изображения си бирской истории воеводского периода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2