Сибирские огни, 1927, № 3

Глаш 13-я живописует «разновидности издыхающего барства», для окончательного изничтожения которого' рекомендуется засунуть барина и компанию в большое ядро гигантской пушки и трахнуть «без прицела, куда ни попало, лишь бы ядро обратно1не палю». Против этого совета особенно возражать не приходится, ибо' о буржуазии, если бы она, действительно, по­ летела из пушки в мировое пространство, никто из трудящихся вздыхать бы не стал. Но беда в том, что автор рекомендует уничтожать даже и такого «барина», который отказался от всякого барства1и честно работает для про­ летариата: «Пусть он будет свят и чист, Коммунист, раскоммунист, Ни секунды не зевать,— К чорту эту благодать!». Пропагандировать такие рецепты:, да еще накануне 10-й годовщины Октября,—дело крайне рискованное и, пожалуй, близкое к провокации (ко­ нечно, невольной, необдуманной). Любопытно, кстати, знать, не в последних ли двух цитатах Евгений Лукашевич усматривает якобы выраженную Тача- ловым «затаенную мысль массы о слиянии интеллигенции и народа?». Последняя, 14-я, глава—антирелигиозная и названа автором «Чорто- божья карусель». Рассказывается в ней о том, как от земной революционной встряски треснул небесный свод, и все боги и святые провалились в ад, а так как после этого в аду пошел кавардак и стало' тесно, то сатана предложил чертям... переселиться на Юпитер: «Прощай, несчастный ад земной, Ты нам давно всю шкуру вытер! З а мной, копченые, за мной, Летим на пламенный Юпитер! Сатана приказывает каждому чорту взять с собой божка, чтобы под­ жаривать на юпитерском огне («мы там поджарим эту дрянь, как нас под­ жаривали свято»), а вместе с божками захватить в новый ад «примазавшихся хватов и бюрократов и: закомиссаренных (закомиссарившихся?) пролаз». Сказка кончается словами сатаны: «Богов в охапку и за мной! Чрез Ленинград, чрез бывший Питер, На новоселье! на Юпитер!». Почему чертям понадобилось, по дороге на Юпитер, пролетать через Ленинград—остается загадкой, вероятно, и для самого автора этого необык­ новенного маршрута. Что же касается содержания и метода такой антирели­ гиозной пропаганды, то можно быть уверенным, что ни один агитпроп, ни один политпросвет не поставит ее в образец, ибо опыт показал, что антире­ лигиозную работу нужно вести более деликатными и радикальными! сред­ ствами: не издевательством над религиозными чувствами (которые от этого лишь усилятся), а внедрением в трудящиеся массы: идей научного материа­ лизма—лекциями, дискуссиями, разоблачениями. Таковы содержание и характер «Дурацкой карусели». Конец как бы раскрывает ее пессимистическое название: ни черти, ни боги не погибают, а лишь перебираются «на новоселье», на Юпитер, где, очевидно, снова завер­ тят «карусель»... А о том, к чему привела революция на земле— Тачалов умалчивает: ни единого слова о; революционном строительстве новой жизни, о трудовом энтузиазме пролетариата, о великих достижениях и величайших перспективах. Конечно, это все уже далеко выходит за пределы «дурацкой карусели», но сказать об этом хотя бьг в общих чертах—в эпилоге—было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2