Сибирские огни, 1927, № 3
Бывало, гул стоит, ходуном все ходит, ка к только кончу. Со всех сторон кричат: вот это ловко! вот это здорово! вот это по-нашему! крой их, Вань ка, во-всю! клади, милый, на обей лопатки! Поэма «Егорка» не была напечатана, главным образом, конечно, по цензурным соображениям, ибо она представляла собою грубовато-хлесткую агитку, совершенно недвусмысленно направленную против царизма вообще, против барнаульского начальства ® частности и в особенности. Я слышал ее лишь В' отрывках. Мне запомнился очень бойкий ритм, обилие крепких и острых словечек, достаточная насыщенность меткими бытовыми штрихами. Мне стало ясно, что такая вещь вполне может иметь среди широкой аудито рии большой успех. От нелегального', не увидевшего свет «Егорки», сатирической поэмы первой революции, недалеко до «Дурацкой карусели»—сатирической полу- сказки» Октябрьской революции. Но здесь все же уместно поставить вопрос: а что автор дал за двадцатилетний промежуток между разгромом первой революции и полным торжеством второй? Ответа на этот вопрос литература не имеет: промежуточной книги нет. Что осталось с тем романом, о котором Тачалов упоминает в цитиро ванном выше письме—мы не знаем. Уничтожен он автором или не нашел из дателя—неизвестно. Мало известно и об авторе: в Сибирь он больше не возвращался, рабо тал в Самаре чернорабочим, потом открыл ларек, но торгашеских способ ностей не обнаружил и снова вернулся к физическому труду, лишь изредка выступая с своими новыми произведениями, и больше устно, чем в печати. С литературного горизонта Тачалов исчез, по меньшей мере, на десять лет, чтобы в 1927 году неожиданно и резко напомнить о своем существовании книгой «Дурацкая карусель»*). Книга открывается! предисловием Евгения Лукашевич. В этом преди словии, между прочим, читаем: «Странное и удивительное явление представляют собою и сам Тачалов и его творчество. Никаких школ, никаких законов творчества Тачалов не знает, он самоучка в полном смысле этого слова, и однако же достаточно прочесть одну его «Дурацкую карусель», эту полусказку-полубыль, чтобы понять, что это поэт, поэт необычайной для нашего времени силы, необычай ной близости к массам, поэт, носящий в своем сердце всю муку и боль про- шлого, всю дерзость и борьбу настоящего и всю надежду будущего...-» (кур сив наш). Мы' цитируем эту характеристику текстуально, ибо она весьма ответ ственна и вызывает некоторое недоумение. Сам собою напрашивается во прос: каким-же это> образом случилось так, что наша критика, от Ворон еного до Ауэрбаха, проглядела столь необыкновенную вещь? Тем более, что, по словам Лукашевича, «при всех литературных выступлениях со своей сказ кой поэт пользуется головокружительным успехом у рабочей, крестьянской и средне-студенческой аудитории Москвы и провинции». Иначе говоря, под самым носом у наших журналистов и литераторов выступает почти что ге ниальный поэт, пользуется головокружительным успехом, и ни в «Правде», ни в «Известиях», ни в одном из литературных журналов не упоминается об этом ни единым словом. *) В настоящее время Тачалов живет под Москвой и попрежнему не'может «устроить» свою жизнь: переходит от одной работы (большей частью, физической) к другой, часто сидит совсем без работы, переживает материальную нужду. Литературная его деятельность тоже беспорядочна и выбита из колеи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2