Сибирские огни, 1927, № 3

искусстве, в лице двух жемчужин: Гуркин и Чевалков,—и не имеет художественной промышленности. Запад сейчас черпает свою форму от наций менее культурных. Там все же упадок, свои мотивы изжиты. Франция изжила себя. Япония тоже вырождается. Англия, которая тянет искусство из всех рынков для себя, имеет капитал, в ее круп­ ной промышленности заметно влияние форм из колоний,—английский фарфор . Надо создать керамическую мастерскую». Г ай син : «Я, председатель Крайсовнацменьшинств Сибири, приветствую вас. Обращаю внимание с’езда на народности, экономически и морально при царизме отсталые, которые не имели своей письменности, литературы, утратили много из да­ леких достижений, с которыми мы сталкиваемся при раскопках. Теперь эти народ­ ности, благодаря быстрому росту культуры, тоже растут, хотя многие думают, что это их сотрет. Но я думаю, наоборот. Каждая народность со всей мощностью стре­ мится выявить свое лицо. Три года назад впервые появилась письменность на Алтае. Все массовые шко­ лы развертываются, учат на родном языке, по своей литературе. Это первая нацио­ нальность, получившая письменность З а ней—Хакассия, она только что получила свой букварь, задачник и книгу для чтения на родном, а не на русском языке. Те­ перь и др. народности ожидают своих учебников. Богатый наш Сибирский край—богат и контрастами. Индустрия, Тельбес- бюро—с одной стороны, с другой—полудикие шорцы. До сих пор в верховьях рек Кондомы и Мрассы—еще не знают сохи. Женщина берет «обул» и разрыхляет землю. К сожалению, буквари издаются в Москве, и часто рисунки, сделанные «за- глаза», не соответствуют пониманию и окружающему ученика. Для учебника в Ойротию дал рисунки худ. Гуркин, Алтай в них отражен, иллюстрации доступны пониманию. А вот для хакассов издали учебник,—мы были возмущены. Правда, у хакассов нет своих художников, но примитивные рисунки выбросили, вставили свои гото ­ вые клише из русских учебников для великороссов, с лаптями,—это не понятно не только хакасским детям, но и взрослым. Наш сибирский художник должен больше уделять внимания запросам этих народностей, идя навстречу их спросу на письменность. Я призываю помочь выйти на путь к общей культуре». Уфимцев (представитель от Омска): «Художников в городе 15-17 человек. Не­ организованность ужасная. Омск живет в разбивку. Вдруг появились тревожные слухи: «Мелехин собирает о-во «Новая Сибирь». Я не верил тогда музею и—Меле- хину. Мы не знаем друг друга,—часто идет художник по улице, встречает, по здра ­ вляет с приездом, а тот уже с год, как приехал. Есть музей. Приличный. Мелехин за 2 года собрал и привез много: и сомнительного Левицкого, и Серова, и верного Коровина. Музей популярен, посещается. Выставок с 1920 г. нет. В ИЗО было 80 человек. Потом художники: Мамонтов, Шабля и Уфимцев организовались, весной устроили выставку. Теперь Мамонтов в Италии, Шабля окончил ВХУТЕМАС. Нас не удивишь квартирным вопросом и бе з ­ работицей. Все перешли в учителя. Халтурных, случайных произведений тоже много. «Ленина с кистенем» нет, но в роде есть. Теперь о материальной стороне. Конечно, как и везде, как и многие худож ­ ники, треплются, «перебиваются», ютятся в комнатушках, и где уж мечтать о ма­ стерской и о хороших материалах. Большинство, почти все—педагоги школы 2-й ступени. О Худпроме ничего не могу сказать, не в курсе дел. Знаю только, что художники в Худпроме живут материально лучше нас и между собой имеют общение (служба е<Г°диняет). Па ­ мятников старины в Омске не имеется. Закрытие &езда. Мемномов: «Ближайшее будущее Сибири обещает большие сдвиги во всех областях сов. строительства. Сибирь—отсталая страна, но в этом строительстве примут участие и отсталые в культурном отношении. Ваш с ’езд—это один из этих первых сдвигов. Я был участником с’езда науч­ ных сил Сибири и подчеркиваю вполне искренно такой же серьезный подход к тем моментам, которые выдвигаются трудящимися. Видно в вас творческое биение мысли и общественный подход. Мы ставим себе задачей собрание новых худож е ­ ственных сил, мы считаем ценным: искусство увязать с наукой, как в художе ­ ственно-промышленном техникуме. Верно,—с’е зд даст толчек к художественному просвещению Сибири. Эти запросы—запросы искусства, еще сильнее запросов на грамоту. Деревня, например, страстно рвется к этому. Ваш коллектив поможет б ы -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2