Сибирские огни, 1927, № 3
Вообще в городе художники работали всей корпора цией. Было общение с о-вом города, сказывалось влияние ВУЗ’ов. Бывали лекции, читали: Хомяков, Смолин и я (де вять раз). Лекции открытые, публики бывало много. Заме чался интерес к новым течениям в искусстве. Помещение хорошее, аудиторный зал, есть эпидиоскоп, дает возмож ность показать на экране любую вещь. Были студии: при гор. театре, при Рабочем Дворце— детская и взрослых, преподаватели—Афанасий Иванов и Мизеров. Я делал экскурсии, нам давали вагон, мы ездили с учениками за город, с определенной темой: изучать стра ду и т. д. Образовавшееся о-во по изучению творчества существо вало не долго. Было проведено несколько докладов — Смолин об АХР’е и др., вечер Сурикова, вечер о музыке. В Томске был местный филиал АХР’а. Мы не вошли в эту организацию. Нас отталкивало многое, например, были такие недопустимые выражения Смолина (пред. М. Ф. АХР’а): «нам не надо всех достижений прошлого,—импрессионизм мов годен». Мы остались одни. Приехал Подосенов весной 1926 г. с информацией о создав шейся «Новой Сибири»,—мы вошли в нее. Но сейчас в Томске есть трения. Пресса к нам была очень невнимательна, часто задерживались наши об ’явления и заметки. Это простая безграмотность, и это пройдет. Надеемся с помощью всего нашего общества завоевать не только обще ственность, но и правящие органы. У нас были художники, творчество которых замерло,—Беляев 12 лет не брал кисть в руки, а теперь к выставке он снова загорелся, работал ночами, но все же дал полотно «Мать». Афанасий Иванов продавал последние вещи, чтобы окончить работу, писал по ночам большое полотно «Грузчики». Это все «Новая Сибирь» зажгла мыслью о выставке». Афанасий Иванов (Представитель Томска): «Я хочу сказать о томской х ал туре. Есть тип художника, который смотрит на заказ , как на легкий заработок— халтуру. Если мы хотим, чтобы нас считали производственниками, а не халтуриста- ми, должно проверять самому же автору, исполнение заказанной работы должно быть художественно. Это ведет и к повышению качества и к повышению оценки работы. Художественное произведение должно перестать быть халтурой, должно перейти в наши руки. Надо изжить такое отношение к заказу , когда гра фик берется за живопись и наоборот. Причиной этому, конечно, сильная нуждае-, мость. В Томске сейчас 2 группы художников: остатки АХРР’а и «Новая Сибирь». Последняя более живая организация, кроме того есть «дикие халтурщики», не при надлежащие организациям. Они отбивают любым способом кусок хлеба у другого. Как трудно внести организованность в распределение заработка , когда такая ра з нообразная конкуренция. На это надо как-то обратить внимание во всесибирском масштабе». Тютиков (АХРР): «Приношу личную благодарность: от правления о-ва «Но вая Сибирь» я получил 20 рублей на окончание работы. Мне было неудобно их принять, и я был р ад им, как вниманию и возможности продолжать работу». Ченалков: «Художнику в Ойротии очень одиноко. Нас двое—Гуркин и я. Гур кин сейчас почти не работает, я тоже с трудом. Летом ездил лечиться в Крым. Мы живем далеко один от другого. В Улале я устроил маленькую выставку, вход бесплатный, публика не шла, почти насильно загоняли. Нынче на выставке больше было. Может быть, я плохо пишу, но публика мало ходит. Я работаю в школе. Большинство детей—алтайцы. Есть и русские. Есть кру жок. Алтайцы по математике хуже успевают, по искусству хорошо—они способнее- У Гуркина идея—на 25 человек алтайских детей студию открыть. Я поддерживаю. Мне нравится и идея Надольского—керамическая мастер ская—очень нужная вещь. Область денег не дает сама с кошельком ходит то s Москву, то в Новосибирск. Через 2 года мы поразим своей продукцией, если от крыть мастерскую. Это зависит от того, как дело поставить скульптору, чтобы не отклонялся в русское искусство, не навязывал форм, а дал проявиться народному вкусу». ^ Надольский : «Возьмем более культурную область из меньшинств—Б 5 фятия. Она богата—торговля с Россией. Алтай—более исследованный, более проявил себя П. Лакшин. для публичных до-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2