Сибирские огни, 1927, № 3

шамана». Ему необходима и моральная и материальная поддержка. Отношение к группе со стороны общественных и государственных учреждений—хорошее. Г ор ­ совет освобождает от налогов, дает бесплатное помещение. Последний раз даже 3-я арт. школа дала свое помещение. С писателями—мы одна семья. Зато музей наш—склеп. Все вещи свернуты за недостатком помещения. Есть маленькое собрание картин, есть уголок Сурикова. Музей, в силу недостатка средств, работ местных художников не приобретает, большинство подарено. С вступлением нашей группы в о-во художников «Новая Сибирь» перед нами открываются большие возможности. С’е з д и всесибирская выставка подняли наше моральное состояние. Хочется отметить с благодарностью большую и энергичную работу, проделанную организаторами—правление о-ва». Дополняет доклад тов. Ляхова тов. Петраков (представитель от Красноярска). «С’езд должен закрепить в протоколе наше сообщение о состоянии памятни­ ков старины: 1. Есть в Красноярске исторический памятник—дом декабристов. Дом Сури­ кова, о котором год назад хлопотал музей, с целью освободить его от жильцов, чтобы увековечить память художника в день его 10-ти летней годовщины,—до сих пор не закреплен, как памятник, требующий охраны. 2. Город Енисейск превращается в мертвый город. Он имел историческое про­ шлое и в нем остались памятники этого прошлого, но они уничтожаются без охр а ­ ны. Надо выделить авансы, командировать художников для зарисовок и закрепить эти памятники». г"~' Никулин : «Я буду говорить о Каратанове: его мало знают. Ляхов знает Ка- 'ратанова с 1920 года, я же с 1910 года. По инициативе Караганова организована художественная школа. В ней учились от 15 до 40 летнего возраста. Между уча ­ щимися была большая спайка, учились ретиво. Оттуда вышли художники, р або ­ тающие и сейчас по искусству: Поляков, Вощакин, Лекаренко, Журавлев, Попова- Ветрова, Троицкий (умер), Пирожников, Коврижкин (Москва), Богдановский (Б е р ­ лин), Сидоров, Зубковский (Париж) , Троицкий, Сибирцев, Басин (ВХУТЕМАС), Вас: Никонов, Иванов-Роткевич, Липин (академия). Он создал школу. Все его уче­ ники искусство не бросили и продолжают работать в этой области. Работы Каратанова собраны у архитектора Чернышева, главным образом, они интересны трактовкой сибирского пейзажа. Прошу с ’е зд настаивать, чтобы сгруппировать его в центре, здесь молодежь могла бы на них учиться». Заковряшин (представитель от Минусинска): «В Минусинске у нас 7 х у д ож ­ ников: 1 художник-преподаватель, 2 бухгалтера , 1 милиционер, 1 маркер, 1 часов­ щик и я—выпускающий газеты. Есть памятники старины—могила декабристов. Надо было снять 30 возов н а ­ воза, чтобы до нее добраться. Ее откопали, сфотографировали и... снова навоз наверху. На базаре , на этом месте бабы молоком торгуют . Есть дом декабристов, и он перестроен. Близ города имеются курганы, которые считаются очень ценными в научном отношении. Год назад была выставка, ее посетило 1.000 человек, она имела 280 экспонатов. Общественность не увязана с художниками. Один раз му­ зей построил бесплатно декорировать его здание». Мизеров (представитель Томска): «В Томске 12 художников. И материаль­ ное положение плохое. Напр., академик Лукин, работающий учителем в школе, получает 22 руб. в месяц. Кроме Тютикова и Афанасия Иванова, все преподаватели. Жизнь не очень интенсивна, хотя есть ВУЗ’ы, поэтому художественная жизнь все же шла, общество с интересом следило за выставками. В Томске было когда-то о-во любителей ис­ кусств. Репин был в нем почетным членом, до 1917 года был класс рисования, так как называемая «народная академия художеств» кочевала с места на место. Р а ­ ботали художники: Поляков М. М., Зеленевский и др. Поляков повесился в сума­ сшедшем доме, его 3 раза снимали с петли, там он и остался. Через год «академия» развалилась—в 1918 г. В Томске всегда собиралось много художников с разных концов. Выставки, дискуссии в 900-х годах ежегодно были. Были и отдельные выставки индивидуаль­ ные: Мако-Тюменцова, Мако со Смолиным. О работе о-ва по охране памятников старины и искусства: ее вел талантли­ вый художник Шиловский, культурный человек, академик, он разбил старую часть города на участки, и мы зарисовали там деревянную архитектуру. Шиловский по ­ гиб, работая на чердаке холодного музея. В музее есть небольшой отдел художеств. Представлены местные художники, также москвичи: Сегаловский, Шульпиков, Бурлюк (2 акварели) , остальные х удож ­ ники-сибиряки (Гуркин и др.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2