Сибирские огни, 1927, № 3

ном не удалось—лишили стипендий учащихся. Лишила окружная стипендиальная комиссия. Пришлось увеличить нагрузку мастерской. Включили воскресенье—для детской группы, а вечерние занятия—для юношеской. Теперь о практике для студийцев. Пробовали действо­ вать разными способами. Думали связаться с кино—не вы­ шло. В воинских частях удалось—практиканту дали 20 руб. жалованья, одежду и паек при клубе, где и работает , в е ­ роятно, удастся устроить и на текстильную фабрику. Меч­ тали отправлять ребят на летние этюды, в результате х о ­ дят сами пешком верст за 300. Для библиотеки скупаем на базаре книги. Недавно был школьный праздник. Получили 2 этажа школы, отремонтировали неудобную квартиру, сде­ лали сами здание теплым, чистым, с крашеными полами. Опять закипела дружная работа. Теперь о внутренней жизни. Пути и средства укрепле­ ния — принято лицо обычной советской школы: ячейка, МОПР, стенгазета. Оказывается, ко всему можно подойти педагогически. Хотя я сначала сомневался (эстетизм прошлого) , но теперь очень вяжется. Работа партячейки благодетельно повлияла—дали передвижную би­ блиотеку, литературу в нашу читальню. Изучение искусства под углом марксизма. Обществоведение поставлено интересно. Теперь об общежитии. Часть студийцев устроена: постоянно живут семь крестьян. Предполагаем организовать грандиозный вечер, в результате сумеем дать больше, чем свет и дрова. Было проведено медицинское обследование. Острое малокровие почти у всех. Школа существует уже 17 лет. Раньше учились больше дети интеллигенции, имевшие возможность получать общее образование,—теперь состав больше про ­ летарский, есть малограмотные крестьяне. Наше больное место—отсутствие обще ­ образовательного курса при школе. Число учащихся в мастерской 160 чел. 100 де ­ тей, 60—в студии взрослых». Ответы на вопросы. Л еб един ский : «Средств в музее на приобретение картин местных художни ­ ков нет. Приобретаем путем пожертвования. 5 сотрудников—на местном бюджете. В картинной галлерее работаю я бельше 2-х лет. Мне же приходится помогать в работе др. отделов (составление био-зоологического словаря и словаря граверов Сибири)». Н'опылов: «Большинство моих учеников погибло во время германской и гражданской войн. Часть из них в Москве, Ленинграде. Выдвинулся—Соколов, учится дальше. Нынешний г од окончило 6, в следующем—14. Что касается целевой установки школы, то хочется ясной формы. Ищем, но трудно. Прислушиваемся к жизни, стремимся к техникуму с полиграфическим и педагогическим уклоном, но четкости еще пока нет. Если б сразу дали деньги, можно было бы дать программу, а мы получаем по капле. Увязка с местами проводится через меня. Работа среди учителей на курсах, конференциях и др. Связь с дошкольниками. По линии связи с рабочими массами—ребята работают в клубах, в кружках и 30 в военных (учеба в конвойной команде, как шефство). Очень хочется иметь хорошего литографа- преподавателя, но нет денег на него». Л я х о в (делегат Красноярска): «Художественная жизнь города, в силу боль шого количества застрявших в 1920 г. приезжих, плюс военно-пленные венгерцы, германцы, была оживленной. Сосредоточие художников происходило в студии секции ИЗО , где насчитывалось до 70 художников разных специальностей. До 1922 года художники постепенно распылились, возвращаясь на родину и т. д. Оста- • лась группа постоянно работающих художников. В 1922 году была организована осенняя выставка, на ней участвовали: Н. Никонов, Щербаков, Мальков, Троицкий и др. В 1924 году местные художники организовались в группу художников г. Красноярска. В это же время вернулись из ВХУТЕМАСС’а двое красноярцев: Вощакин и Лекаренко. Организовали выставку, имевшую большой моральный успех. В 1926 году, уже поредевшая группа, организовала выставку, имевшую опять моральный и материальный успех. Что же касается отдельных художников, то все они работают неустанно, но недостаток в средствах мешает успеху работ . У Кара- танова, например, очень плачевное положение. Он на собраниях говорил, что р а ­ ботать не в состоянии. Единственный его заработок—преподавание в кооператив ­ ной школе—неудовлетворителен. Мы его подбодряем, как можем. Все же от р а ­ боты он не отходит, и есть результаты. На выставке он слобо представлен в силу своей требовательности к себе. Намеревается писать большое полотно—«Смерть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2