Сибирские огни, 1927, № 3
ном не удалось—лишили стипендий учащихся. Лишила окружная стипендиальная комиссия. Пришлось увеличить нагрузку мастерской. Включили воскресенье—для детской группы, а вечерние занятия—для юношеской. Теперь о практике для студийцев. Пробовали действо вать разными способами. Думали связаться с кино—не вы шло. В воинских частях удалось—практиканту дали 20 руб. жалованья, одежду и паек при клубе, где и работает , в е роятно, удастся устроить и на текстильную фабрику. Меч тали отправлять ребят на летние этюды, в результате х о дят сами пешком верст за 300. Для библиотеки скупаем на базаре книги. Недавно был школьный праздник. Получили 2 этажа школы, отремонтировали неудобную квартиру, сде лали сами здание теплым, чистым, с крашеными полами. Опять закипела дружная работа. Теперь о внутренней жизни. Пути и средства укрепле ния — принято лицо обычной советской школы: ячейка, МОПР, стенгазета. Оказывается, ко всему можно подойти педагогически. Хотя я сначала сомневался (эстетизм прошлого) , но теперь очень вяжется. Работа партячейки благодетельно повлияла—дали передвижную би блиотеку, литературу в нашу читальню. Изучение искусства под углом марксизма. Обществоведение поставлено интересно. Теперь об общежитии. Часть студийцев устроена: постоянно живут семь крестьян. Предполагаем организовать грандиозный вечер, в результате сумеем дать больше, чем свет и дрова. Было проведено медицинское обследование. Острое малокровие почти у всех. Школа существует уже 17 лет. Раньше учились больше дети интеллигенции, имевшие возможность получать общее образование,—теперь состав больше про летарский, есть малограмотные крестьяне. Наше больное место—отсутствие обще образовательного курса при школе. Число учащихся в мастерской 160 чел. 100 де тей, 60—в студии взрослых». Ответы на вопросы. Л еб един ский : «Средств в музее на приобретение картин местных художни ков нет. Приобретаем путем пожертвования. 5 сотрудников—на местном бюджете. В картинной галлерее работаю я бельше 2-х лет. Мне же приходится помогать в работе др. отделов (составление био-зоологического словаря и словаря граверов Сибири)». Н'опылов: «Большинство моих учеников погибло во время германской и гражданской войн. Часть из них в Москве, Ленинграде. Выдвинулся—Соколов, учится дальше. Нынешний г од окончило 6, в следующем—14. Что касается целевой установки школы, то хочется ясной формы. Ищем, но трудно. Прислушиваемся к жизни, стремимся к техникуму с полиграфическим и педагогическим уклоном, но четкости еще пока нет. Если б сразу дали деньги, можно было бы дать программу, а мы получаем по капле. Увязка с местами проводится через меня. Работа среди учителей на курсах, конференциях и др. Связь с дошкольниками. По линии связи с рабочими массами—ребята работают в клубах, в кружках и 30 в военных (учеба в конвойной команде, как шефство). Очень хочется иметь хорошего литографа- преподавателя, но нет денег на него». Л я х о в (делегат Красноярска): «Художественная жизнь города, в силу боль шого количества застрявших в 1920 г. приезжих, плюс военно-пленные венгерцы, германцы, была оживленной. Сосредоточие художников происходило в студии секции ИЗО , где насчитывалось до 70 художников разных специальностей. До 1922 года художники постепенно распылились, возвращаясь на родину и т. д. Оста- • лась группа постоянно работающих художников. В 1922 году была организована осенняя выставка, на ней участвовали: Н. Никонов, Щербаков, Мальков, Троицкий и др. В 1924 году местные художники организовались в группу художников г. Красноярска. В это же время вернулись из ВХУТЕМАСС’а двое красноярцев: Вощакин и Лекаренко. Организовали выставку, имевшую большой моральный успех. В 1926 году, уже поредевшая группа, организовала выставку, имевшую опять моральный и материальный успех. Что же касается отдельных художников, то все они работают неустанно, но недостаток в средствах мешает успеху работ . У Кара- танова, например, очень плачевное положение. Он на собраниях говорил, что р а ботать не в состоянии. Единственный его заработок—преподавание в кооператив ной школе—неудовлетворителен. Мы его подбодряем, как можем. Все же от р а боты он не отходит, и есть результаты. На выставке он слобо представлен в силу своей требовательности к себе. Намеревается писать большое полотно—«Смерть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2